Методическая разработка по ознакомлению дошкольников со звуками и буквами
Методическая разработка по ознакомлению дошкольников со звуками и буквами
Автор: Прокофьева Елена Александровна
ГБДОУ Детский сад № 38 Кировского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В этой методической разработке рассматривается проблема ознакомления детей с буквами и звуками в дошкольном периоде. Особенно это актуально с общим недоразвитием речи. Эта методическая разработка позволит сформировать работу педагога в старшем дошкольном возрасте, создать оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы и совместить обучение с игрой. К разработке прилагается тематический план и возможность оценить результаты на конец года.
Ключевые слова: дошкольники, звуки и буквы, общее недоразвитие речи.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение и родители. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте. Педагогический процесс предполагает не только обучение чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности.
Успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности, так и частных способностей, в том числе и коммуникативных.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Проблема раннего обучения грамоте дошкольников на сегодняшний день остается актуальной. В последнее время выросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма. В старшей и подготовительной к школе группах детского сада все чаще встречаются дети, речевое развитие которых отличается следующими особенностями:
- нарушение звукопроизношения;
- не сформированность фонематического восприятия;
- нарушение слоговой структуры;
- бедный словарный запас;
- недоразвитие грамматических категорий.
Т.е. нарушены все компоненты речевой системы. Такой характер нарушений соответствует третьему уровню общего недоразвития речи по психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной. Такие дети, приходя в школу, сталкиваются с серьезными проблемами.
Трудности формирования процессов письма и чтения являются причиной негативного отношения к обучению. Возникает боязнь получить плохие оценки, появляется страх неудачи и нежелание ходить в школу. Поэтому обучение грамоте детей с ОНР нужно начинать именно в дошкольном возрасте и проводить занятия в игровой форме, основываясь на ведущей деятельности дошкольника. На занятиях развиваются фонематические процессы, аналитико-синтетическая деятельность, формируются графо- моторные навыки, уточняется и обогащается словарь, дети овладевают навыками словообразования и словоизменения, появляется уверенность в себе и повышается уровень мотивации к обучению в школе, формируется психологическая готовность к учебной деятельности.
Российский психолог Р.Н. Немов утверждает, что обучать грамоте не только можно, но и необходимо до школы, т. к 4-5 лет – это возраст «языковой активности» и его упускать нельзя. Такого же мнения придерживался и Л.С. Выготский, считая, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Социальные запросы общества, семьи, школы, так же говорят о пользе такого обучения
Данная методическая разработка сочетает в себе развивающие и коррекционные компоненты, что позволяет ее использовать при обучении грамоте детей с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи (ОНР, ФФНР).
Пояснительная записка.
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с грамотой «В мире звуков и букв» предназначена для работы с детьми в возрасте 5-6 лет (старшая группа – первый год обучения) и 6-7 лет (подготовительная группа – второй год обучения), учитывает потребности и возможности детей, посещающих детский сад и разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и в соответствии с законодательно – нормативными документами:
- Основной методической разработки дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 38 комбинированного вида Кировского района Санкт – Петербурга.
- Закон РФ от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
Цель программы: Основной целью методической разработки по обучению грамоте дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребёнка осознание речи, её произвольность. Создание условий для развития всех компонентов языковой системы ребенка посредством ознакомления с грамотой и раннего обучения грамоте. Особое внимание в методической разработке уделено практическому овладению каждым ребёнком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе.
В основе методической разработки лежит создание оптимальных условий для коррекционно- развивающей работы и всестороннего развития детей. Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи материала, его конкретности и доступности, научности, природосообразности, постепенности, закономерности развития речи, тем самым позволяя ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания, обеспечивая его развитие.
Общие задачи методической разработки:
- создать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности;
- снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении;
- обучить правильному произношению, умению говорить внятно, выразительно;
- овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- сформировать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи;
- формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей, осуществить всестороннюю подготовку к обучению в школе;
- формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Реализация методической разработки направлена на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребёнка-дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач по сравнению с вариативными программами.
Подготовка детей по данной методической разработки – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребёнка.
Первый этап методической разработки рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год.
Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет. Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита.
Описанное выше построение методической разработки отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе. В каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики с целью подготовки руки ребёнка к письму.
В старшей группе вводится моделирование, с помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания методической разработки, но и подготавливает ребёнка к определению звукового строения слова на этапе обучения звуко-буквенному анализу.
Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений.
Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые представлены в методической разработке. Все занятия построены по тематическому принципу: задания одного занятия начинают, продолжают и заканчивают одну тему.
Ознакомление детей с грамотой проходит на специальных занятиях (1 раз в неделю). На начальном этапе формируются предпосылки к усвоению элементов грамоты. Вводятся понятия «звук», «речевой звук», «неречевой звук», «гласный звук». Детей знакомят с гласными фонемами посредством их пения, объясняя, что воздух, выходя из ротовой полости не встречает преград, произносят звуки шёпотом и громко, длительно и коротко. В результате таких упражнений у детей происходит развитие общих речевых навыков. Гласные звуки обозначают красными фишками.
Для предупреждения специфических ошибок обучение грамоте ведется только на правильно произносимых звуках.
Порядок прохождения звуков и букв соответствует последовательности изучения в группе компенсирующей направленности, учитывая принцип онтогенеза (от легкого к трудному). В первую очередь изучаются те звуки и буквы, которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся правильно. Параллельно на занятиях по коррекции звукопроизношения исправляются труднопроизносимые звуки и включаются в работу.
Темп прохождения звуков и букв на занятиях по обучению грамоте более растянут, чем в массовой школе. Весь период подготовки продолжается два года. Если дети попадают в компенсирующую группу на один год, то используя эту методическую разработку, необходимо корректировать сроки обучения. В таком случае работу по дифференциации звуков можно включать как часть занятий по развитию речи.
Ознакомление с грамотой на специальных занятиях положительно влияет на развитие звукопроизношения у детей. Дети зрительно видят букву, могут прочитать слоги с ней, им становится доступным чтение слов и предложений. Родители очень довольны результатами, т.к это вызывает у детей интерес к звуку, происходит автоматизация, дифференциация гласных и согласных фонем, твердости- мягкости, звонкости-глухости, установление ударения в слове, развивается фонематическая сторона речи.
В основу занятий положен аналитико-синтетический способ обучения. Дети учатся ориентироваться в звуко-буквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики. С детьми проводится систематическая работа по выделению заданного звука из ряда звуков, слогов, слов (игры «Поймай звук», «Выбери нужное слово» и др.).
Почти все дети усваивают наглядный материал лучше вербального. Поэтому целесообразно использовать прием наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия - «звук, слог, слово, предложение». Параллельно дается понятие «буква» как графический образ звука. Для закрепления материала используются разнообразные упражнения в тетрадях: прописывают элементы буквы, обводят по точкам, дописывают недостающие элементы буквы, самостоятельно пишут буквы, раскрашивают картинки, в названиях которых есть изучаемая буква. Вся эта работа не только способствует развитию зрительного восприятия, но и мелкой моторики. Помимо этого, дети учатся выкладывать буквы из палочек, веревочек, лепят из пластилина, пишут по манной крупе, на участке собственного тела, рисуют в воздухе и т.д. Все эти виды работ помогают детям запомнить букву и уметь ориентироваться на листе бумаги при ее написании.
На занятиях развивается и связная речь детей. Они учатся отвечать на вопросы логопеда полными предложениями, оформленными грамматически верно, составляют предложение по исходной схеме, анализируют его. Для закрепления материала воспитатели и родители продолжают работу в группе и дома. В конце занятия детям объясняют, какие задания нужно выполнить.
Разнообразные виды работ на занятиях по ознакомлению и подготовке к обучению грамоте очень нравятся детям и способствуют положительному отношению к обучению.
В реализации методической разработки участвуют дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Особенности организации образовательного процесса: группы формируются по возрасту и делятся на подгруппы:
– первый год обучения 5-6 лет;
– второй год – 6-7 лет.
Наполняемость группы 4-5 человек.
Сроки реализации: методическая разработка рассчитана на два года обучения, на одну группу отводится:
- первый год обучения (старшая группа) – 1 раз в неделю по 25 минут (за год 11 часов 25 минут);
- второй год (подготовительная к школе группа) – 1 раз в неделю по 30 минут (за год 13 часов 30 минут).
Структура занятий:
1. Повторение пройденного материала.
2. Знакомство со звуком.
3. Объяснение правильной артикуляции.
4. Развитие фонематических функций.
5. Знакомство с буквой.
6. Игры с буквой.
7. Печатание буквы.
8. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.
9. Звуковой анализ слогов и слов.
10. Физкультминутка.
11. Итог занятия.
12. Материал для домашнего закрепления.
Ожидаемые результаты:
1. Различает понятия: «звук и буквы»; «гласные и согласные»;
2. Дифференцирует твердые и мягкие согласные;
3. Дифференцирует звонкие и глухие согласные;
4. Знает все пройденные буквы;
5. Придумывает слова, отбирает картинки с заданным звуком;
6. Владеет слоговым анализом;
7. Владеет звукобуквенным анализом односложных и двусложных слов;
8. Составляет слова из отдельно названных звуков;
9. Определяет место звука в слове (начало-середина-конец);
10. Составляет звуковые схемы к односложным словам;
11. Составляет слова из звуков в нарушенной последовательности;
12. Владеет навыком печатания;
13. Определяет неправильно написанные буквы;
14. Может дописать «сломанные буквы».
Формы подведения итого реализации методической разработки: В конце каждого учебного года поводится контрольный срез знаний.
Литература:
1. Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей логопедов и родителей», Изд. ГНОМ и Д., 2001.
2. Р.В Кирьянова «Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе», Методическое пособие, СПб: КАРО, 2002.
3. Н.В. Нищева «Программа коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб: Детство Пресс, 2006.
4. Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина «Основы логопедической работы с детьми», М: Аркти, Просвещение, 2003.
Приложение № 1. Учебно-тематический план на 1 год обучения:
Период работы |
Недели |
Тема занятия |
Количество занятий |
октябрь |
1 |
Знакомство со звуками (введение) |
1 |
2 |
Звук [а] и буква « а » |
1 |
|
3 |
Звук [о] и буква « о » |
1 |
|
4 |
Звук [у] и буква « у » |
1 |
|
ноябрь |
1 |
Звук [и] и буква и |
1 |
2 |
Итоговое занятие по пройденным звукам и буквам |
1 |
|
3 |
Звуки [т], [ть] и буква « т » |
1 |
|
4 |
Закрепление пройденной буквы (т) на подгрупповых и индивидуальных занятиях |
1 |
|
декабрь |
1 |
Звуки [п],[пь] и буква « п » |
1 |
2 |
Закрепление пройденной буквы (п) на подгрупповых и индивидуальных занятиях |
1 |
|
3 |
Звуки[н], [нь] и буква « н » |
1 |
|
4 |
Закрепление пройденной буквы (н) на подгрупповых и индивидуальных занятиях |
1 |
|
январь |
1; 2 |
выходные |
|
3 |
Звуки [м], [мь] и буква м |
1 |
|
4 |
Закрепление пройденной буквы (м) на подгрупповых и индивидуальных занятиях |
1 |
|
февраль |
1 |
Звуки [к], [кь] и буква « к » |
1 |
2 |
Закрепление пройденной буквы (к) на подгрупповых и индивидуальных занятиях |
1 |
|
3 |
Итоговое занятие по пройденным звукам и буквам. |
1 |
|
4 |
Звуки [б], [бь] и буква « б » |
1 |
|
март |
1 |
Закрепление пройденной буквы (б) на подгрупповых и индивидуальных занятиях |
1 |
2 |
Дифференциация звуков [б-п],букв б и « п » |
1 |
|
3 |
Звуки [д],[дь] и буква « д » |
1 |
|
4 |
Закрепление пройденной буквы (д) на подгрупповых и индивидуальных занятиях |
1 |
|
апрель |
1 |
Дифференциация звуков [д-т], букв « д » и « т » |
1 |
2 |
Звуки [г],[гь] и буква « г » |
1 |
|
3 |
Закрепление пройденной буквы (г) на подгрупповых и индивидуальных занятиях |
|
|
4 |
Дифференциация звуков [г-к], букв г и « к » |
1 |
|
май |
1; 2 |
выходные |
|
3 |
Итоговые занятия по пройденным звукам и буквам. |
1 |
|
4 |
Закрепление пройденного материала |
1 |
Приложение № 2. Учебно-тематический план на 2 год обучения:
Период работы |
Недели |
Тема занятия |
Количество занятий |
октябрь |
1 |
Повторение пройденных гласных и согласных звуков и букв, работа с ними |
1 |
2 |
Звуки [ф],[фь] и буква « ф » |
1 |
|
3 |
Звуки [в],[вь] и буква « в » |
1 |
|
4 |
Дифференциация звуков [ф-в], букв «в» и «ф» |
1 |
|
ноябрь |
1 |
Звуки [х],[хь] и буква « х » |
1 |
2 |
Звуки [ы] и буква « ы » |
1 |
|
3 |
Звуки [с],[сь] и буква « с » |
1 |
|
4 |
Звуки [з],[зь] и буква « з » |
1 |
|
декабрь |
1 |
Дифференциация звуков [с-з], букв « с » и « з » |
1 |
2 |
Звук [ш] и буква « ш » |
1 |
|
3 |
Звук [ж] и буква « ж » |
1 |
|
4 |
Дифференциация звуков [ш-ж], букв « ш » и « ж » |
1 |
|
январь |
1; 2 |
Выходные |
|
3 |
Звук [э] и буква « э » |
1 |
|
4 |
Итоговое занятие по всем пройденным звукам и буквам |
1 |
|
февраль |
1 |
Звук [й] и буква « й » |
1 |
2 |
Звуки [J], [э] и буква « е » |
1 |
|
3 |
Звуки [J] ,[о] и буква « ё » |
1 |
|
4 |
Звуки [J], [у] и буква « ю » |
1 |
|
март |
1 |
Звуки [J], [а] и буква « я » |
1 |
2 |
Звук [ц] и буква « ц » |
1 |
|
3 |
Звук [ч] и буква « ч » |
1 |
|
4 |
Звук [щ] и буква « щ » |
1 |
|
апрель |
1 |
Звуки [л], [ль] и буква « л » |
1 |
2 |
Закрепление знаний о букве « Л » |
1 |
|
3 |
Звуки [р] ,[рь] и буква « р » |
1 |
|
4 |
Закрепление знаний о букве « Р » |
1 |
|
май |
1; 2 |
Выходные |
|
3 |
Итоговые занятия по всем пройденным звукам и буквам |
2 |
|
4 |
Приложение № 3. Оценка результативности.
Таблица 1.
ФИО ребёнка |
Задания |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
|
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2.
Май |
||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
|
|
Первый год обучения (5-6 лет)
Высокий уровень:
О – задания выполняет самостоятельно, не допускает ошибок или сам себя исправляет.
Средний уровень:
О – использует подсказку логопеда, допускает ошибки.
Низкий уровень:
О – не может выполнить задание, допускает множественные ошибки.
Второй год обучений (6-7 лет)
Высокий уровень:
О – задания выполняет самостоятельно, не допускает ошибок или сам себя исправляет.
Средний уровень:
О – использует подсказку логопеда, допускает ошибки.
Низкий уровень:
О – не может выполнить задание, допускает множественные ошибки.