Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Использование нетрадиционных технологий при обучении дошкольников изобразительной деятельности

Дата публикации: 2021-02-04 22:08:31
Статью разместил(а):
Трут Наталья Васильевна

Использование нетрадиционных технологий при обучении дошкольников изобразительной деятельности

Автор: Трут Наталья Васильевна

МБДОУ № 4 «Весёлый ручеёк», станица Бриньковская, Краснодарский край

 

Аннотация: Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку. Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий и желаний.

Ключевые слова: Нетрадиционные техники рисования, творческие способности, художественно-эстетическая деятельность.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Большое значение в воспитании и образовании ребёнка имеет художественно-эстетическое воспитание. Оно осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в разные виды художественно-эстетической деятельности.   

Такое воспитание позволяет: 

· развивать интерес к разным видам искусства; 

· формировать художественно-образные представления; 

· эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; 

· воспитывать эстетический вкус;   

· развивать творческие способности; 

· развивать сенсорные способности; 

· приобщать к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 

Рисование имеет большое значение в художественно-эстетическом воспитании. 

 Дошкольное детство - очень важные период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И это миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Изодеятельность приносит много радости дошкольникам.

Потребность рисовать заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучат его. Как правильно занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразным по качеству, свойства материалам, использовать нетрадиционные способы изображения. 

Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Для занятий можно применять разнообразные материалы, доступные практически всем: бумага разной формы и размера, цвета; краски разного вида; кисти разного размера; уголь, свечи и другое. В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим некоторые из них.

Кляксография заключается в том, чтобы научить дошкольника рисовать с помощью клякс (чёрные и разноцветные). Даже младший дошкольник может смотреть на кляксы и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение, а также речь дошкольника. Далее следующий этап – обведение или дорисовка клякс. В результате получится целый сюжет.

При рисовании пальчиками выбирают следующий материал: краски, уплотнённая бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Изображение у ребёнка получается путём опускания в краску пальца и нанесения точки, пятнышка на бумагу.

Нетрадиционная техника изображения, наиболее распространённая в детском саду - это рисование ладошками и пальцами. Такую методику способен освоить каждый ребёнок. Техника выполнения чрезвычайно проста – достаточно просто опустить руку в ёмкость с краской или раскрасить ладонь при помощи кисти, а затем поставить отпечаток на листе бумаги.

Нетрадиционная техника рисования в детском саду зачастую подразумевает применение простых материалов необычным способом. Одна из таких методик – рисование поролоном. Эта техника даёт возможность получить оригинальные изображения, которые невозможно выполнить кистью. Для работы понадобятся акварельные краски, кусочки поролона разной величины и листы бумаги. Суть метода очень проста – губка окунается в слегка разведённую водой акварель и прикладывается к листу бумаги. Также можно выполнять штрихи и разводы. Различная сила нажатия помогает варьировать текстуру.

Техника «монотипия» Суть этой техники заключается в следующем: на ровной гладкой поверхности наносится рисунок, который затем отпечатывается на листе бумаги. Ещё один распространённый способ – рисунок наносится на одну из внутренних сторон сложенного вдвое листа, после чего лист складывается, и первоначальное изображение частично или полностью отображается на второй половинке бумаги. Получаются симметричные рисунки и орнаменты. Эта уникальная методика позволяет создавать интересные, многообразные и оригинальные картины. Полученный отпечаток можно оставить в первоначальном виде. Но чаще он дополняется элементами, позволяющими завершить картину и сделать её более детальной. 

Рисуем с помощью открыток. В каждом доме можно найти старые открытки. Переберите вместе с ребятами старые открытки, научите видеть нужные образы и приклеивать к бумаге, изображать сюжет.

Рисование вилками. Методика создания картин при помощи этого способа весьма проста. Для работы понадобятся пластиковые вилки и гуашевые краски, разведённые до консистенции сметаны. На поверхность плотной бумаги или картона толстым слоем наносится краска. Затем вилкой нанести необходимые штрихи. Дорисовать недостающие элементы карандашом или кистью. Этот метод хорошо подходит для изображения листвы деревьев, густой травы, шерсти животных, дождя. В результате получаются рельефные картины, отличающиеся живостью и необычностью. Рисование вилками рекомендуется для детей 3-5 лет. 

Коллаж. В него собираются несколько изображений. К примеру, кто-то из ребят решил изобразить лето, и он применяет многоточечный рисунок (цветочки), солнышко ребёнок нарисует пальцем, фрукты и овощи вырезают из открыток, из тканей изобразят небо и тучи. Стоит отметить, что при выборе той или иной техники рисования необходимо учитывать возрастные способности дошкольника.

Плюсом таких техник будет универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и дошкольнику. Именно поэтому нетрадиционные технологии очень интересны для детей, так как они раскрывают способности показать свои фантазии, желания и самовыражение. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех этапах занятия. 

 

. . . . . . .