Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Формирование элементарных математических представлений у детей посредством сказки

Дата публикации: 2021-02-16 14:32:47
Статью разместил(а):
Трут Наталья Васильевна

Формирование элементарных математических представлений у детей посредством сказки

Автор: Трут Наталья Васильевна 

МБДОУ № 4 «Весёлый ручеёк», ст. Бриньковская, Краснодарский край 

 

Аннотация: С помощью, сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит ребенка логически мыслить. 

Ключевые слова: образовательная деятельность, математическая сказка, ФЭМП. 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование. 

 

Математическая сказка - самая простая и ненавязчивая, цель которой - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен выполнить. Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты. Сказка помогает в интересной, занимательной форме формировать, совершенствовать, закреплять и углублять элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.

Математическое начало заложено в сказки «Колобок» (обр. К. Ушинского), «Волк и козлята» (обр. А.Н. Толстого), «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обр. В.Даля), «Теремок» (обр. Чарушина) «Три поросенка» (пер. с англ. Михалков), «Красная Шапочка» (Ш. Перро), «Телефон» (К. Чуковский) «Дюймовочка» (Х.-К. Андерсен), «Три ржаных колоска» (А. Любарская) «Старик-годовик» (В. Даль).

С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит ребенка логически мыслить.  

Использование сказок в совместной образовательной деятельности помогает детям добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Задачи со сказочным сюжетом помогают детям увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.

Таким образом, понятно, что меняется вся система организации и проведения занятий. А в связи с этим должен измениться и образ педагога. Педагог общается с детьми на равных, то есть, чтобы дети его приняли «за своего», ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть общей подготовки к школе. Воспитатель должен заботиться о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой.

Проанализировав знания детей, были сделаны следующие выводы:

1. Не все дети владеют умением осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, классифицировать, считать, группировать.

2. Слабая освоенность математической терминологии, речевого выражения действий.

3. Слабое развитие логико-математического мышления, внимания, памяти.

4. Низкий уровень интереса к математической деятельности.

На основе выводов ставятся цели:

1. Повышение у детей дошкольного возраста интереса к математике посредством сказки.

2. Создание условия для развития у детей:

· высокой познавательной мотивации;

· свободной, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и в общении;

· чувство собственного достоинства и способность уважать других;

· подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе.

Поиск путей повышения эффективности образовательной работы с детьми, позволяет более пристально обращать внимание на идеи народной педагогики, которые широко применяются в качестве средств воспитания и обучения детей народной мудростью, заложенную в устном народном творчестве, в частности, в сказке. Возможности сказки велики, они позволяют не только использовать еѐ для изучения народов быта, но и для развития познавательных процессов.

Мощным фактором интеллектуального развития ребѐнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука.

Нужно правильно организовать образовательную деятельность. Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно. Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т.е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становиться настойчивым, трудолюбивым. Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго.

Как же сказка может влиять на формирование элементарных математических представлений и что особенно важно, способствовать развитию у дошкольников интереса к математическим знаниям?

Дело в том, что в сказке много привлекательного: сюжет, герои и обязательный счастливый конец, которому так радуются дети. Поэтому особое внимание по данному направлению следует отводить решению сказочных задач и придумыванию новых сказок.

Знакомя детей с элементарными математическими представлениями, чаще использовать литературные произведения, либо историю отдельного героя, наполняя его математическим содержанием. Стараться, чтобы занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

«В некотором царстве, в некотором государстве…» так может начинаться любая математическая сказка. Сюжет сказки может быть позаимствован из сокровищницы мировой детской литературы.

Важно использовать несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки, учитывая их возрастные особенности. Сказочный сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло. Задачи со сказочным сюжетом помогают соотнести приобретённые знания с окружающей детей действительностью, позволяют решать различные жизненные проблем. Сказки своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений, например, о числах и смысле производимых над ними действий.

Таким образом, можно смело утверждать: математика – это совсем не сложно. Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки!

Цикл занятий с использованием сказочных сюжетов, игровой сказочной мотивации для повышения мыслительной активности детей среднего дошкольного возраста, при формировании математических представлений:

- Закрепить количественный счет, познакомить с порядковым счетом: «Колобок» «Теремок» «Репка», «Волк и семеро козля», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов».

- Закрепить представления о месяцах: «Двенадцать месяцев».

- Различение равенства и неравенства групп предметов путем подкладывания одного предмета под другой: «Три медведя».

- Умение сравнивать предметы контрастных размеров: «Дудочка и кувшинчик», «Лиса и Журавль», «Мышка и кувшин молока».

- В сказке «Три медведя», определяют пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), а также сравнивают предметы мебели по высоте и длине.

- Учить алгоритму измерения объемной меркой сыпучих веществ: «Горшочек каши».

- Сенсорное развитие: «Цветик-семицветик».

Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

· у детей будет вырабатываться интерес к самому процессу познания математики;

· воспитанники преодолеют трудности, не будут бояться ошибок;

· самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

· стремиться к достижению поставленной цели;

· переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

 

. . . . . . .