Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Развитие конструктивных способностей в младшем возрасте посредством использования художественной литературы

Дата публикации: 2022-01-17 18:48:11
Статью разместил(а):
Андронова Татьяна Владимировна

Развитие конструктивных способностей в младшем возрасте посредством использования художественной литературы

Автор: Андронова Татьяна Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 8», г. Арзамас

 

Аннотация: Данная статья показывает, как можно мотивировать ребенка к конструктивной деятельности с использованием художественной литературы.

Ключевые слова: обыгрывание построек, мотивация художественным словом.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как  разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование - прежде всего важное средство умственного воспитания детей.

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Детское конструирование способствует развитию сенсорных способностей ребят. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Развивает фантазию, изобретательность, побуждает малышей мыслить, рассуждать, удовлетворяет их познавательную активность. Создание построек и поделок формирует у ребенка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства.

В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. В младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой.

Как же мотивировать малышей к конструктивной деятельности? Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3-4 лет, вызвать у них желание к созданию построек. Для этого наиболее приемлемой будет игровая мотивация, вызванная прочтением художественных произведений. Увлеченный желанием помочь или порадовать героя произведения ребенок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней.

В процессе работы со второй младшей группой для увлечения детей конструктивной деятельностью мной была разработана  мотивация с использованием художественной литературы. Одна из главных ценностей использования художественной литературы заключается в том, что с ее помощью любой взрослый имеет возможность легко и беспрепятственно установить прочный эмоциональный контакт с ребенком. Дети откликаются на художественное произведение всем сердцем.

Наиболее часто мной использовалась сказка, народная и авторская, и небольшие рассказы. Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром.

При подготовке к конструированию ведется предварительная работа: чтение произведений, беседа по прочитанному, рассматривание иллюстрации, просмотр мультфильмов, импровизация.

Обязательно надо побуждать обыгрывать созданные постройки — это способствует повышению интереса ребят к конструированию и поможет им включить полученные умения в самостоятельную деятельность, игру. Собственным примером стремиться побуждать запоминать и воспроизводить в играх, традиционные имена героев народных сказок (лисичка-сестричка, волчок серый бочок), формулы начала и конца сказок. Традиционные формы слов с  уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Предлагаю некоторые варианты литературной мотивации  организованной образовательной деятельности «Конструирование».

Тема ««Машина». Рассказываем и показываем  русскую народную сказку «Репка». Затем ставим проблемный вопрос: «Репка выросла большая-пребольшая. Как убрать репку с огорода? Что нам поможет?» Можно помочь наводящим вопросом «На чем увезем репку?» Ответы детей могут быть различные: на лошади, на машине, на тележке. Ставим мотивированную цель: «Сегодня мы построим грузовую машину, чтобы на ней вывезти репку с огорода».

После постройки герои сказки «Репка» смотрят машины, спрашивают у детей, где кузов у машины, где кабина, проверяют, умещается ли репка, хвалят детей за помощь.

Тема «Дорожка широкая и узкая». Рассказываем и показываем русскую народную сказку «Колобок». Проводим беседу «Почему укатился колобок в лес? Каких зверей встретил в лесу колобок?» Ставим проблемный вопрос: «Как сделать так, чтобы колобок не попался лисе?» После выслушивания ответов детей обозначаем мотивированную цель: «Мы построим узкую дорожку, по ней сможет прокатиться только колобок, а для звери построим дорожку широкую. У нас будет две дорожки, узкая и широкая».

После постройки дети обыгрывают дорожки, выстраивают лес вдоль дорожек, по широкой  дорожке проходят животные, прокатывают небольшие шарики по узкой дорожке, колобок поет песенку:

«Я Колобок, Колобок!

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон,

Да в масле пряжон,

На окошке стужон;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

При изучении темы «Стол, скамейка» проводим предварительную работу, детям читаем Сказку Татьяны Папоровой "Так сойдет",  рассматриваем иллюстрации, накануне конструирования организуем просмотр мультфильма «Так сойдет». Беседуем по произведению: «Какие звери встречались в сказке «Так сойдет». Кто в сказке говорил так сойдет? Что сломалось у лисы? Помог заяц лисе?» Затем обозначаем цель: «Мы поможем лисе сделать скамейку. А еще лисе-чаевнице и стол подарим».

Готовые постройки обыгрываем, сажаем лису-хозяюшку за стол, приходят другие герои сказки (еж, сорока, бобер, заяц).

При изучении темы «Забор для кошки с котятами» читается сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Три котенка». После прочтения спрашиваем детей: «Котята - это дети, а разве детям можно далеко убегать от дома, от мамы? А что мы можем сделать для котят, чтобы они не убегали от дома и им было, где погулять?» Выслушиваем ответы детей и ставим цель: «Сегодня мы построим забор для кошки с котятами. Они смогут гулять и будут в безопасности».

При обыгрывании детям предлагаются игрушки, котенок проводится вдоль забора. Выводится за забор и заводится обратно, котенок прыгает, мурлычет.

По теме «Загородка для гусят» читаем рассказ Я.М.Тайца «Ага», задаем вопрос: «Что можно сделать, чтобы злые гуси никого не щипали и смогли погулять?» Выслушиваем ответы детей и ставим перед детьми мотивированную цель « Мы сделаем загородку для гусей. Там они будут гулять и никого не ущипнут».

Обыгрывание происходит с гусями, утками и обязательно водоем за загородкой.

Для мотивации по теме «Загородка для домашних птиц и животных» читаем Сказку В.Г.Сутеева «Кто сказал «Мяу»? с использованием настольного театра. После беседы  подводим итог: «Мы сделаем высокий забор вокруг полянки, чтобы через него не перелетали домашние птицы, и здесь будут играть домашние животные».

Обыгрывание постройки: воспитатель предлагает мелкие игрушки домашних птиц для обыгрывания. В процессе обыгрывания закрепляем с детьми названия домашних птиц и отрабатываем звукоподражание. Птицы и животные «хвалят и благодарят»  детей, «рассматривают» постройки.

Для мотивации по теме «Забор для петушка» читаем  русскую народную сказку «Кот, лиса и петух». После прочтения и беседы по прочитанному  ставим проблемный вопрос: «Что можно сделать, чтобы лиса не подходила к окошку». Обозначаем мотивированную цель: «Мы построим забор вокруг дома, будет петушку где погулять, и лиса к дому больше не подойдет».

Обыгрываем постройки: петушок гуляет по двору, кричит «ку-ка-ре-ку», а лиса ходит вдоль забора, не может подобраться к петушку.

Тема «Дом для котенка». Читаем сказку В.Г. Сутеева «Страшный зверь». После прочтения и беседы спрашиваем: «Вы хотите помочь бездомным кошкам и котятам, сделать так, чтобы у них тоже был дом? Сегодня мы построим домики для кошек». Когда дома  построены, котенок хвалит детей и говорит, что домов хватит всем его друзьям котятам.

Тема «Дом для лисы». При изучении этой темы используется русская народная сказка «Заюшкина избушка». Рассказываем сказку и выкладываем картинки на фланелеграфе. Задаем вопросы: «Кто помог зайчику вернуться в свой домик? Как прогнал петушок лисичку из домика?  Что он говорил?

Дети:

«Ку-ка-ре-ку! Идут на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон!»

Воспитатель: «Хорошо зайцу и петушку жить в домике. А что же с лисичкой? Куда она отправилась? Вам жалко лисичку? Давайте построим дом для лисы, и она никогда не будет никого прогонять и обижать». Лиса рассматривает постройки, хвалит детей и благодарит.

Для обыгрывания предлагаются животные из сказки: лиса, заяц, собака, медведь, бык и петушок. С помощью воспитателя дети разыгрывают отрывки из сказки «Заюшкина избушка».

Процесс обучения конструированию осуществляется как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. Полученные  во время организованной образовательной деятельности знания и умения малыши переносят в самостоятельную деятельность. Строятся большие фермы, красивые города, различные постройки объединяются по сюжету.

Конструкторская деятельность детей среднего дошкольного возраста усложняется и совершенствуется. Опыт конструирования, полученный детьми раньше, дал им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.

Художественное слово - мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Образы литературных произведений будят детскую фантазию, развивают творческое воображение. Можно сказать, что мотивация художественным словом в организации совместной и самостоятельной конструкторской деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь определить целевое назначение использования художественного слова и связать это с программным содержанием.

 

. . . . . . .