Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Коллекционирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-04-10 09:57:56
Статью разместил(а):
Крюкова Ольга Владимировна

Коллекционирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста 

Автор: Крюкова Ольга Владимировна 

МАДОУ «Детский сад № 15», г. Краснотурьинск, Свердловская область

 

Аннотация: В статье раскрывается сущность коллекционирования, использование коллекционирования в экологическом образовании дошкольников.

Ключевые слова: коллекция, познавательная активность, экологическое образование.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Экологическое образование формирует подлинно человеческое отношение к природе, учит дошкольников жить в гармонии с природой. В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такая форма работы с детьми, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес».  

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательную или художественную ценность.

В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. Что только не хранится в «закромах» наших детей. Они собирают то фигурки от киндер-сюрпризов, то фантики от конфет, а то и вовсе что-то невообразимое, поддавшись на очередной рекламный трюк производителей товаров. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на ваш взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если ребенок пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему помочь. Если взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие – коллекционирование. 

Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.  

Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности: 

· в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира); 

· в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры; 

· в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд; 

· в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий; 

· в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.; 

· в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества – рисунки, аппликации; 

· в конструировании. 

Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними. Учитывается также и природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.). 

Дошкольники, как правило не способны коллекционировать что-то целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Для этого и у детей, и у взрослых должно быть осознанное отношение к коллекции.  

Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей. Иногда бывает, что начало коллекции могут положить уже имеющие предметы. Например, конфетные обертки – удивительно интересная, доступная и в то же время не в полной мере изученная сфера для исследований, представляющая огромный интерес. Все дети любят конфеты, и остаются фантики от конфет, которые дети приносили в детский сад. Так в группе появилась коллективная коллекция конфетных оберток.  

Однажды на территории детского сада дети нашли камешек с полосками. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску, форму. Обыкновенный камень вызвал большой интерес у ребят. Собиранием камней дети очень увлеклись, тогда дети договорились собрать в группе общую коллекцию из камней.  

Изучая с детьми тему «Одежда», я применяла игровое пособие – лэпбук «Цветные лоскутки», в котором представлена коллекция разных тканей, пряжи и ниток. Игры «Найди нужный лоскуток», «Наряди куклу», «Что нужно швее для работы?», «Подбери одежду по сезону». Рассматривая одежду, дети обратили внимание на то, что одежда не может быть без застежки, что может быть застежкой? Появилась необходимость познакомить детей с историей происхождения пуговиц. На следующий день, дети принесли пуговицы. Так появилась коллекция «Чудо-пуговка». В игровой деятельности с помощью лэпбука «Госпожа пуговица» дошкольники знакомились с историей появления пуговиц, «Расскажи о пуговице», «Способы пришивания пуговиц», «Подбери пуговицу по форме», «Мы дизайнеры», «Выложи цифру, букву». Проведение сюжетно-ролевой игры «Ателье», в процессе которой детям необходимо было выбрать ткань для платья или костюма и подходящие по цвету и размеру пуговицы, так же выложить из пуговиц мозаику. Рассмотреть пуговицы под лупой, познакомиться с качеством и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы. 

Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого, по возможности, нужно выделить отдельную полку для ракушек, камешков и прочих мелких предметов удобны коробки из-под шоколадных конфет и печенья с ячейками. Для этих целей подойдет любая коробка с крышкой, в которую вклеить картонные или поролоновые перегородки. Всевозможные открытки, наклейки, этикетки можно хранить в коробках, папках с файлами, в фотоальбоме. Можно завести альбом для рисования, на страницы которого наклеить бумажные конвертики и складывать туда этикетки и наклейки. Для мелких предметов, вроде бусин или пуговиц, склейте «комод» из спичечных коробков. Пуговицы можно хранить, пришивая их на какую-нибудь подходящую вещь. Из конфетных этикеток или шоколадных оберток можно склеить бумажное «одеяло», которое постепенно будет расти, пополняясь все новыми и новыми экспонатами. А еще для хранения детских коллекций можно использовать пластиковые контейнеры из-под продуктов. 

Для поддержания познавательной деятельности ребенка необходима помощь родителей. Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им была предложены консультация «Коллекционирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста», буклет «В мире коллекций», направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности. Так в нашей группе появились коллекции, собранные совместно с детьми и родителями коллекции: «Удивительные магниты», «Семена растений», «Листья растений», «Ракушки». В процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения. 

Таким образом, после начала коллекционирования дети проявляют все больший интерес к собиранию коллекций, становятся более любознательными и увлеченными. У детей появляется желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в детский сад. Помимо положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребенка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор. 

 

Список литературы:

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., О.В. Солнцева и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

2. Болдырева Н.Г., Сапрыкина О.В., Чеснокова В.И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый, 2015. - №10. 

3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

4. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа». М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2010. 

5. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. 

 

. . . . . . .