Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Загадка как средство развития, воспитания и обучения дошкольников

Дата публикации: 2022-05-05 15:31:35
Статью разместил(а):
Дьячкова Анна Владимировна

Загадка как средство развития, обучения и воспитания дошкольников

Автор: Дьячкова Анна Владимировна

МАОУ "Одинцовский лицей № 6 им. А.С. Пушкина", дошкольное отделение – Д/с № 11 

 

Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи.

Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под личиной - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность. Если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, свое отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам.

Народные загадки - важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребёнка.

Загадки - вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Они выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Загадки развивают у детей любознательность, интерес к родному языку, способствуют развитию речи. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Загадки способствуют развитию у детей наблюдательности, пытливости, формированию поэтического взгляда на действительность. Они имеют и ту ценность, что вызывают положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой. Эти особенности загадок определяют их богатые дидактические возможности.

Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на каком-то понятии, предмете, слове, букве, звуке. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка. Например, на занятиях по подготовке к обучению грамоте, посвященном звуку и букве «Ж» можно использовать слово «Жук», но одно дело просто его произнести, показать рисунок с изображением жука. И совсем другое - начать с загадки: «Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь!».

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создает положительный настрой, способствует лучшему усвоению материала. Среди дидактических средств загадка по праву занимает достойное место, особенно в дошкольной педагогике, где она рассматривается как средство развития, обучения и воспитания. При отборе загадок нужно учитывать полноту и точность характеристики предмета в загадке (доступность содержания загадки) и особенности использованных в ней образно-выразительных средств (доступность художественного образа).

Наблюдения показали, что наиболее простыми для детей являются те загадки, в которых указываются только отличительные признаки знакомого детям предмета, загадки, в которых детально описывается предмет, загадки с рифмующейся отгадкой, загадки, в которых использованы слова в их прямом значении, простые, понятные детям сравнения.

И наоборот, больше затрудняет отгадывание загадок, в которых названы несущественные или неизвестные детям признаки предмета, загадки, в которых встречаются незнакомые слова и выражения, в том числе и слова в переносном значении (метафорические загадки). 

По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок:

1. Загадки с точно названными признаками. 

«Всю ночь летает, мышей добывает, 

А станет светло, спать летит в дупло» (Сова). 

2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.

«В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет» (Подсолнух). 

3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить гpyппy признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко).

4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, содержащие и отрицание, и иносказания.

«Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет» (Месяц и звезды). 

5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками. «Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая» (Озеро). 

Несмотря на то, что в дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.

Причины ошибок: 

невнимательно слушают загадку, 

не запоминают полностью содержание загадки, 

• используют не все признаки, имеющиеся в загадке, 

• не имеют достаточных знаний о загаданном, 

не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке. 

Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками: 

- загадывание загадок, 

- отгадывание загадок,  

- доказательство правильности отгадок, 

- сравнение загадок об одном и том же и о разном. 

Главный результат работы над загадкой должен проявиться не только в стремлении детей быстро дать ответ-отгадку, сколько в умении вести поиск, находить решение задачи. А для этого необходимо знакомить детей с некоторыми доступными приемами поиска решения задачи. В работе над загадкой должно предшествовать ознакомление детей с теми предметами, о которых пойдет речь в загадках, а также работа по развитию речи. Дети должны увидеть предметы в натуре или на рисунках выделить и назвать их отличительные признаки.  

Эта предварительная paбoтa развивает мыслительные умения, необходимые для отгадывания загадок. Детям необходимо объяснить, что надо искать, затем - где следует вести поиск, и - какие признаки предмета указаны в загадке. Образовательно-воспитательный эффект работы над загадкой повышается в том случае, когда используются загадки, связанные тематически.

Не меньшее значение имеет и языковой анализ загадки в процессе которого ставятся вопросы, например: «Какое выражение в загадке особенно понравилось? Почему? Как вы понимаете такое-то выражение? Каким другим словом можно назвать? Похож ли этот предмет на тот, с которым он сравнивается?»

Дети учатся улавливать ритм загадки, рифму, звукопись. Педагог должен подчеркнуть при чтении определенные звуки, ритмическую структуру загадки, это не только поможет детям найти отгадку, но и разовьёт их поэтический слух. Таким образом, можно сказать, что работа над загадкой готовит детей к восприятию художественной литературы, развивает в них чувство прекрасного, а также решается вопрос развития связной речи, обучение детей уметь создавать текст, типа рассуждения.

Загадки - полезное упражнение для детского ума. Е.И. Тихеева предлагала учить детей отгадывать загадки следующим образом. На стол выставляют несколько игрушек, для каждой подбирают загадку: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает», «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка». Дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится перед глазами. Следует обращать внимание на меткую, образную характеристику игрушки. Позже, когда детям повторно показывают ту или иную игрушку и если спросить какую загадку можно загадать о ней, то дети легко справятся с этой задачей.

С загадки можно начинать занятие. На прогулке во время наблюдений за деревьями, птицами, сезонными явлениями можно предложить им отгадать загадки: «Стоят в лугах сестрички - желтый глазок, белые реснички» (Ромашки), «Бел, да не сахар, ног нет, а идет» (Снег).

Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, можно проводить игры: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай». Много радости доставляют детям загадки «Подскажи словечко» («Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый ...», «Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Это кто?» (Лягушка).

Можно организовать вечер загадок, когда в гости «приглашают» бабушку-загадушку. В своей «волшебной» корзине она приносит природный материал для приготовления поделки-отгадки. По мотивам произведений устного народного творчества можно проводить творческие выставки. С помощью старших дошкольников можно подготовить развлечение для малышей. Организуя различные развлечения с детьми, педагоги выполняют большую задачу по расширению знаний детей о народном языке, обогащают их словарь, прививают заботливое отношение к малышам.

Очень полезно привлекать к такой работе родителей. Чтобы держать родителей в курсе событий, разъясняя им, какую огромную пользу приносит народное творчество ребенку с помощью загадок, изготовить папку «Учите вместе с нами».

В работе с дошкольниками хорошо использовать прием составления и придумывания загадок. Но в начале учат детей отгадывать загадки, а для этого их надо обучить наблюдать мир вокруг, воспринимать предметы и явления с разных сторон. Кроме того, пополняя знания детей об окружающем мире, надо тщательно продумывать предстоящие наблюдения, опираясь не только на свой личный словарный запас, но и поэтически использовать устное народное творчество, образцы мастеров поэтического слова. Так, после отгадывания загадки «Белой скатертью все поле покрыто», спросить детей: «Как говорится в загадке про снег? На что он похож? Как еще можно сказать про снег?». Имея опыт наблюдений и, используя знакомые образные выражения, дети ответят, что он похож на великолепный ковер, на белую скатерть.

Когда у детей будет достаточный опыт в разгадывании загадок, расширятся их познавательные возможности, понимание, что для составления загадки нужно уметь выделить наиболее характерные, существенные признаки предмета, тогда можно предложить детям самостоятельно придумать загадки о различных предметах и явлениях.

Составление загадок - интересный прием обогащения словаря детей. Он учит детей лаконично выражать свои мысли, делает их речь живой и обратной.

Дидактические игры с загадками.

Игра «Отгадай и сравни загадки о животных»

Цель: обратить внимание детей на домашних и диких животных, вызвать интерес к их внешнему виду, повадкам. Развивать умение применять ранее усвоенные знания о животных в загадывании, отгадывании и сравнении загадок. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах»

Цель: закрепить знания детей о фруктах и овощах, учить узнавать их по описанию. Развивать наблюдательность, формировать умения анализировать, сравнивать.

Игра «Отгадай и сравни загадки о транспорте»

Цель: закрепить знания дошкольников о транспортных средствах. Учить сравнивать и группировать различные виды транспорта по строению, среде передвижения, назначению.

При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.

Условия для успешного сравнения загадок: 

· до сравнения загадки целенаправленно отгаданы детьми, 

· дошкольники наблюдали загаданное в сравниваемых загадках, 

· дети хорошо запомнили содержание загадки и могут повторить их перед сравнением,

· дошкольники обладают достаточными знаниями о загаданном в сравниваемых загадках, 

· одновременно сравнивается не более двух загадок, 

· педагог четко объясняет, что именно нужно сравнивать в загадках, 

· дети знают, на какие вопросы нужно ответить при сравнении загадок. 

 

. . . . . . .