Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Сказка как средство развития связной речи в среднем дошкольном возрасте

Дата публикации: 2022-08-01 13:27:12
Статью разместил(а):
Андронова Татьяна Владимировна

Сказка как средство развития связной речи в среднем дошкольном возрасте

Автор: Андронова Татьяна Владимировна

МБДОУ «Детсад № 8», г. Арзамас

 

Аннотация: Обучение ребенка связной речи посредством сказки способствует развитию его интеллекта и эмоций, а также подготавливает условия для успешного обучения в школе.

Ключевые слова: связная речь, сказка, пересказ, серия сюжетных картинок, описание сказочного персонажа, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 

Мы, взрослые, из-за своей загруженности, читаем детям сказки, рассматриваем иллюстрации, но очень редко беседуем с ними о прочитанном или увиденном. Возможности сказки безграничны, но ее одностороннее использование не дает главного – ребенок не может выразить словами то, что он хочет сказать.

Применение сказки в правильно организованном образовательном процессе открывает большие возможности для развития речи детей и их общения. Сказка хороша и для чтения, и для пересказа, в ролевой игре детей и в театрализации. Чтобы сказка проявила свой потенциал для развития речи ребенка, образовательная деятельность по сказке должна стать продолжением игровой деятельности ребенка.

Целью нашей работы стало формирование связной речи детей 4-5 лет посредством сказки.

В образовательный процесс вошло: слушание и пересказ сказки, составление описания персонажа сказки по сюжетной картинке и повествования по серии сюжетных картин, развивающие игры по сказкам, театрализация.

Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:

· Побуждение и поддержание интереса к народной сказке чтением, рассказыванием и игровыми заданиями;

· Помощь в установлении  причинно-следственных связей между сказочными событиями, помощь видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

· Побуждение детей самостоятельно пересказывать сказку, описывать персонажей по сюжетной картине, с помощью взрослого передавать сюжет по серии сюжетных картинок;

· Использование в процессе театрализованную деятельность по сказке;

· Знакомство родителей с особенностями развития связной речи у детей 4-5 лет.

В группе по сказке создана предметно-развивающая среда в речевом центре. Дети имеют свободный доступ к игрушкам, книгам, играм и предметам данной тематики. Отведено место для театрального уголка и уголка ряженья со сказочной тематикой.  

В организованном образовательном процессе мы придерживались следующей структуры:

1.     Введение в сказку.

2.     Рассказывание/чтение сказки.

3.     Беседа о прочитанном. Рассматривание иллюстраций.

4.     Рассказывание по образцу воспитателя.

5.     Описательные и повествовательные рассказы по сюжетным картинкам

6.     Коллективный или совместный рассказ

7.     Театрализация сказки.

1. Перед прочтением сказки организуем внимание детей, подготавливаем их к восприятию. Это может быть: рассказ об авторе, отгадывание загадок о персонажах произведения, объяснение детям незнакомых слов, уточнение отдельных слов и демонстрация соответствующих изображений.

2. Чтение/рассказывание сказки. Дети 4-5 лет слушатели, а не читатели. Педагог должен уметь рассказывать сказку, чтобы донести ее до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел. Рассказывая детям сказку, легче передать ее мораль, свое отношение к сказочным событиям.

Текст рассказывается или читается дважды в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

3. Беседа о прочитанном. Рассматривание иллюстраций. Разбор содержания сказок проводился в вопросно-ответной форме. Вопросы должны помогать охарактеризовать героя сказки и выделить основные моменты сюжетных действий, их последовательность. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям  не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления.

В процессе первичного восприятия картин мы обращали внимание на особенности внешнего вида героев и фоновую картину иллюстрации. Старались показывать детям крупные изображения сказочных героев.

Рассматриванию иллюстраций необходимо учить. Этот вид деятельности у детей 4-5 лет только формируется. Картины лучше выбирать простые по композиции и доступными по содержанию. Мы использовали следующие виды работ с картиной:

- Рассматривание картины. 

- Беседы по картине. 

- Составление описательного рассказа о сказочном персонаже по сюжетной картине. 

- Составление повествовательного рассказа (пересказа) по последовательной сюжетной серии картин. 

В своей книге «Обучение рассказыванию в детском саду» исследователь детской речи Э.П. Короткова пишет «Большую роль играли не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщали детские ответы и служили образцом построения предложений. Педагог не только синтезировал детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливал воздействие картины на детей. Он вводил в речь новые слова и словосочетания, показывал детям процесс словообразования (листья желтые — листья желтеют), давал пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивала внимание детей на картине, и при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закреплялись в их памяти.».

4. Рассказывание по образцу воспитателя. Требования к рассказу – образцу:  он должен отражать конкретное содержание, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно, быть интересным, коротким, законченным. Необходимо, чтобы педагог давал примеры речевых конструкций. По мнению исследователя Э.П.Коротковой «Речевой образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний».

5. Описательные и повествовательные рассказы по сюжетным картинкам.

Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Систематичное обучение пересказу может поспособствовать обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом происходит совершенствование структуры речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Пересказ - это один из наиболее простых видов монологического высказывания, так как детям дается уже готовый текст.

По мнению В.В. Гербовой, А.А. Зрожевской в обычной жизни ребенка-дошкольника редко возникают естественные потребности в реализации описательной функции речи, поэтому такие ситуации следует специально создавать, чтобы ребенок овладел описательной речью.

В исследованиях Т.И. Гризик и Н.Г. Смольниковой выявлено, что детям удается передать события в развитии, но сложным для них является соблюдение структуры повествовательного текста: их рассказы чаще всего лишены логической завершенности и затянуты.

Таким образом, для овладение описательной и повествовательной речью необходимо создать определенную речевую среду, и лучше всего это можно сделать в образовательном процессе.

При обучении детей описательному и повествовательному рассказу (пересказу) сказок мы использовали методику профессора О.С. Ушаковой.

При развитии описательной речи  дети  описывали сказочных персонажей по сюжетной картинке с использованием плана, предложенного О.С.Ушаковой:

1. Называние персонажа сказки.

2. Описание признаков, качеств, действий персонажа (или с персонажем).

3. Оценка персонажа или отношение ребенка к нему.

В средней группе продолжается формирование навыков повествовательной речи. Дети, при помощи взрослого, учатся пересказывать сказки по серии сюжетных картинок. При данном пересказе тщательно подобранные иллюстрации  могут выступать планом  пересказа:

- Как все начинается (зачин),

- Что случилось потом (кульминация),

- Чем все закончилось (развязка).

О.С. Ушакова предлагает в качестве наглядного плана использовать 3-4 ключевых иллюстрации сказки, к каждой из которых нанесены персонажи.

Обучение пересказу сказки начинается с коллективного составления связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, которое начал взрослый или другой ребенок. Эта форма работы подводит детей к пересказу сказки по нескольким сюжетным картинкам. Детям раздают сюжетные картинки: один начинает пересказ сказки, другой развивает сюжет, а третий заканчивает сказку. Взрослый помогает при переходе от одной картины к другой необходимыми речевыми оборотами.

В средней группе применяется совместное рассказывание взрослого и ребенка. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи. Заданную схему высказывания ребенок заполняет различным содержанием.

Театрализованные игры по сказкам: игры драматизации и  режиссерские игры с театральными куклами и фигурками настольного и плоскостного театра – эффективное средство литературного и речевого развития детей.  

В театрализации сказок важно, чтобы дети сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, использовали мимику, позу, жест, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Таким образом, ребенок, приобщается к грамматически правильной, связанной речи. 

Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии связной речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

 

. . . . . . .