Технология "Гость группы" по ранней профориентации дошкольников
Технология "Гость группы" по ранней профориентации дошкольников
Автор: Заика Марина Яковлевна
МБДОУ "Матрёно-Гезовский детский сад"
Аннотация: Одной из нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй является технология «Гость группы». Это очень интересная нетрадиционная форма работы с семьёй. Участниками могут быть как родители, так и дедушки, бабушки, другие члены семьи, а также социальные партнёры, сотрудники детского сада.
Ключевые слова: гость группы, родители, дошкольники, профориентация.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Взрослые рассказывают о своей профессии, семейных традициях, принимают участие в проведении тематических экскурсий. Дети на такой встрече задают гостю различные вопросы, интересуются инструментами, особенностями профессии и выполняемых обязанностей.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, определяющими содержание образовательной работы с детьми в этом направлении, заключается в развитии личности ребенка, формировании интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения в соответствии с его способностями и индивидуальными особенностями через формирование профессионально ориентационных знаний, умений и навыков.
Главная цель ранней профориентации дошкольников – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности.
Для развития социальных и коммуникативных навыков у дошкольников необходимым является вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Реализации технологии «Гость группы» при которой мы решаем приоритетную задачу о взаимодействии с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Через инновационную технологию «Образовательная афиша», привлекать людей разных профессий. Периодичность проведения технологии один раз в месяц и реализовывать можно как в старшей и подготовительной группе, так и в разновозрастных группах сельских дошкольных учреждений. Учитывая особенности каждой профессии необходимо заранее обсудить с «Гостем группы» ключевые моменты, например, специальная одежда, спецтранспорт, инструменты и прочее.
Учитывая возраст детей и особенности профессии гостя, нужно продумать элементы игровой деятельности, творческой, можно включить элементы дидактической игры и прочее. Педагог может прибегнуть к анкетированию с целью уточнения информации для реализации технологии, выявления игровых предпочтений детей, составления примерного плана.
Работу по ранней профориентации в ДОУ необходимо проводить так, чтобы ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного соответствующего методического и наглядного материала.
Реализация технологии «Гость группы»: Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение — процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение — это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.
В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Ранняя профориентация призвана:
— дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
— сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
— профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
Предполагаемые результаты.
Реализация комплекса позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
В нашем детском саду созданы условия, содействующие развитию у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их ценностей, нацеливая воспитанников на будущую профессию через игру и игровые приемы.
В дошкольном возрасте начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:
- способности и склонности самого ребенка;
- привычка к разным видам труда;
- позиции родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
- интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
Реализация содержания по образовательным областям происходит в разных видах детской деятельности, совместной с воспитателем, другими участниками образовательного процесса.
Влияние на участников образовательных отношений.
Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений.
Воспитанники:
- узнают новое о профессии, об окружающем мире. Новый человек вызывает интерес, активизирует внимание, мышление, память. Дети более внимательно относятся к полученной информации и лучше запоминают.
- развивают коммуникативные навыки: учатся слушать, слышать, рассуждать, задавать вопросы, определять причинно-следственные связи и прочее;
- видят родителей и других людей в новой роли «воспитатель»;
- получают наглядный пример социальной активности;
- испытывают гордость что именно его мама/папа рассказывает о своей профессии, его все слушают, в том числе и ребёнок узнаёт о своих родителях много нового;
- проявляют сами активность в привлечении своих родителей для таких встреч, в расспрашивании родителей, бабушек, дедушек о их профессиях;
- дети активнее интересуются миром взрослых, выявляют причинно-следственные связи получения разных профессий.
- дети выявляют взаимосвязь разных профессий в жизни общества.
Родители и другие взрослые:
- понимают как иногда нелегко справиться с коллективом детей, удержать их внимание, как важна подготовка к встрече. Это сближает родителей с педагогами, повышает уважение к труду педагога;
- лучше узнают своего ребёнка, видят его в новой роли, не «мама-ребёнок», «папа-ребёнок», в другой обстановке;
- придают большее значение увлечениям ребёнка, активнее включаются в образовательный процесс как в целом, так и по ранней профориентации дошкольника.
Педагоги:
- приобретают новые навыки конструктивного взаимодействия с родителями, в ходе которого возникает более тесный психологический и социальный контакт;
- в рамках социального партнёрства привлекают людей разных профессий, тем самым внося разнообразие и расширяя временные рамки реализации технологии «Гость группы»;
- появляется новая возможность для наблюдения за детьми в другой образовательной обстановке;
- появляются новые возможности для планирования игровой деятельности.
Примеры реализации технологии.
В качестве «Гостя группы» у нас был повар дошкольного учреждения. Она рассказала ребятам о своей профессии, пригласила на тематическую мини-экскурсию, конечно были предусмотрены все меры безопасности, поэтому ребята смотрели и слушали, а потом в группе уже поиграли в дидактические игры с настоящей посудой «Накрой на стол», «Что лишнее», «Для компота и для щей». После ухода гостя дети проявили инициативу в сюжетно-ролевой игре «Приготовим мы обед». Так же можно завершить встречу чаепитием, угощением фруктами.
Гостем у нас был инспектор ДПС. Он приехал в форме, рассказал о своей профессии, дети приняли активное участие в беседе, повторили правила пешеходов. После встречи дети увлечённо играли в пешеходов и водителей.
С учётом времени года мы пригласили родителей, работающих в сельском хозяйстве. Одиг папа работает трактористом. Он рассказал о своей профессии. Познакомил с изображением разной сельхозтехники, объяснил значимость различных видов сельскохозяйственных работ.
Приурочили встречу к празднику, дню библиотекаря. Ребята с интересом слушали библиотекаря и приняли предложение провести тематическую экскурсию в библиотеку. Библиотекарь рассказала о своей профессии, об особенностях работы, пригласила ребят пройти в зал с детскими книгами, ребята с интересом рассматривали книги. Заранее с воспитателем дети приготовили большой поздравительный плакат, букет цветов и потом подарили ей, поздравив её с профессиональным праздником.
Конечно воспитатель заранее оговаривает с «Гостем группы» как и что лучше детям рассказать, какие игры предпочтительнее выбрать, что гость хотел бы продемонстрировать, предусмотреть специальную одежду если она есть и другое. С детьми может быть так же проведена предварительная беседа, выполнена работа, например, изготовление поздравительной открытки, подготовка букета. Ребята могут проявить интерес и узнать об этой профессии, потом задать вопросы, что-то обсудить. Можно продумать какие-то сюрпризные моменты.
Заключение.
Таким образом, технология «Гость группы» - такая форма работы, где родители, старшие братья, сёстры, другие взрослые не только зрители, но и активные участники образовательного процесса. Внедрение данной технологии помогает решить важные задачи социализации детей, развития их познавательной активности, формирования социально-нравственных чувств: уважения к труду взрослых, гордость за профессию своих родителей. Старшие дети могут нацелить дошкольников на успешное освоение образовательных программ как в дошкольном учреждении, так и потом в школе.
Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразием профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями, вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определённые социокультурные ценности.
Список литературы:
1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог - родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
3. Кочура Н.Н. Организация работы с родителями в дошкольном учреждении // Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», Номер 1 (11) 2018 год.
4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
5. Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: учебно-метод. пособие/ Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова. – М.: ФОРУМ, 2015. – 305 с.