Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Конспект образовательной логопедической деятельности в средней группе компенсирующей направленности

Дата публикации: 2022-12-14 09:23:30
Статью разместил(а):
Микрюкова Юлия Николаевна

Конспект образовательной логопедической деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Путешествие в зимний лес"

Автор: Микрюкова Юлия Николаевна

МБДОУ "Детский сад № 41", г. Воткинск

 

Аннотация: В данной статье автор предлагает конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР среднего дошкольного возраста, целью которого является: развитие связной речи, грамматического строя речи и закрепление знаний детей по лексической теме «Дикие животные» (согласно возрастной группе детей).

Ключевые слова: дошкольное образование, развитие речи, дети с ТНР.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Образовательная область «Речевое развитие».

 Цель: развитие связной речи, грамматического строя речи и закрепление знаний детей по лексической теме «Дикие животные» (согласно возрастной группе детей)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные и их детеныши»;

- закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные;

- совершенствование грамматического строя речи (учить детей подбирать и называть слова-признаки, образовывать и употреблять имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблять существительные единственного и множественного числа, употребление слов в разных падежах - Р.п., Т.п., употребление в речи глаголов, предлогов);

- упражнять в составлении предложений.

Коррекционно-развивающие:

- развитие связной речи;

- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, тактильных ощущений;

- развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

- воспитание любви и бережного отношения к природе;

 - воспитывать умение слушать ответы товарищей, положительно относиться к себе и другим;

- развивать творческую активность, самостоятельность, инициативность, уверенность в своих силах;

- способствовать формированию произвольной регуляции (реализовывать предлагаемую программу действий согласно поставленной цели); -способствовать формированию умения выполнять совместную работу (взаимодействие в «малых» группах- парах);

- способствовать формированию умения действовать рядом, не мешая, а помогая друг другу (индивидуальные задания, фронтальная работа).

Ожидаемые результаты: у детей формируется стремление использовать самостоятельно запас знаний по теме «Дикие животные» в различных видах деятельности, связно, грамматически и логически верно строя предложения; расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности, умение работать в группе.

Форма проведения: фронтальная, парами, индивидуальная.

Продолжительность: 20 минут.

Оборудование: аудиозапись звуков леса, фигура девочки Маши, предметные картинки с изображением детёнышей диких животных, наборное панно с домами животных, ламинированные фигуры диких животных, бассейн с манной крупой, резиновые игрушки (белка, лиса, заяц, медведь, еж, волк), ламинированные «продукты питания» для животных, деревянные палочки, картинки снежинок, картинка  с изображением животных на поляне.

Ход занятия

1.Орг. момент: 

(Звенит колокольчик)

Колокольчик нам поёт,

Всех в кружок он встать зовёт!

Дети становятся в круг:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Ты- мой друг и я- твой друг,

Получился дружный круг.

Вы готовы заниматься? Да!

На вопросы отвечать? Да!

Что-то новое узнать? Да!

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Ребята, закройте глаза и послушайте внимательно (аудиозапись со звуками леса).

Что вы услышали? (Ответы детей)

Правильно! Ребята, а вы хотели бы отправиться на прогулку в лес? (ответы детей) А какое у нас время года? Верно – зима. Поэтому, прежде, чем мы отправимся в дорогу, давайте наденем шапку (имитируют надевание шапки), А шапка не простая, это волшебная шапка, которая перенесёт нас туда, куда мы захотим. Только нужно сказать волшебные слова. Вы готовы? (ответы детей)

Глазки крепко ты закрой,

На одной ноге постой,

Вокруг себя ты покружись,

И в лесу ты очутись.

2. Основная часть.

Ну вот, мы с вами и в лесу, ребята.

 Ой, а кто это нас встречает? (ответы детей)

Правильно, Маша, которая живёт в лесу вместе с мишкой. Давайте поздороваемся с ней. (Дети приветствуют Машу)

Ребята, посмотрите какой у неё весёлый язычок. Маша вас приглашает поиграть с вашими язычками, чтоб и они были такими же весёлыми и подвижными. Вы готовы?

Артикуляционная гимнастика.

Давайте изобразим, как белка прыгает с веточки на веточку («качели»),

белка хвостиком виляет (упражнение «часики»),

щелкает орешки (упражнение «лошадка»),

как белочка орешки в дупле прячет  (упражнение «футбол»). Молодцы!

Ребята, посмотрите, как Маша рада вас видеть, давайте ей покажем, что и мы рады! Но она ребята  чем-то напугана. Давайте, покажем, как Маша испугалась. Она даже немного расстроена. Ребята давайте покажем, как расстроена наша Маша (мимические упражнения).

Спросим у неё, что случилось? (ответы детей)

Маша, что тебя так расстроило?

Ребята, вы же знаете, как я люблю жить в лесу, но ...

У нас в лесу не всё так славно -

Кто-то плачет очень странно:

Вы поможете бедняжкам,

Что рыдают у овражка?

Так вот в чём дело, ребята. На полянке, Маша увидела, как плачут: лисёнок, зайчонок, бельчонок, медвежонок (на доске картинки детёнышей диких животных).

Ребята, а как вы думаете, почему они плачут? (ответы детей)

Что-что, Маша?

Маша говорит, что они плачут, потому что они потеряли своих родителей и не помнят, где их дом. Поможем малышам животных найти их мамочек, семьи и дом? (ответы детей).

Посмотрите как много снежинок в нашем лесу, давайте их возьмём в ладошки, посмотрим на них внимательно и найдём того, у кого такая же снежинка, как у вас!(дети находят себе пару - ребёнка с такой же снежинкой)

Теперь вы - дружная команда, подойдите к одному из полей и посмотрите, какой домик изображён на вашей полянке? (ответы детей) - нора (заяц), дупло (белка), берлога  (медведь).

Подойдите к доске и возьмите животного - детёныша, который живёт в норе (берлоге, дупле).

Кого вы поселили в дупло (Нору, берлогу)? (ответы детей)

А вот теперь вам нужно помочь найти мамочку, папочку и братьев, сестёр вашего животного (дети в парах выбирают себе фигуры животных). А теперь назовите семьи, которые вы поселили в свои домики. (ответы детей)

Посмотрите, все наши дикие животные очень счастливы, что нашли свои домики и семьи, говорят Вам большое спасибо! Но больше всех рад зайчонок. Посмотрите, как он радуется и прыгает и вас он приглашает поиграть с ним.

Проходите на коврик, берите палочки и давайте поиграем с зайчонком.

Физкультминутка. Ритмическое упражнение с палочками «Зайка»

Зайка прыгал по лесочку – стучать поочерёдно быстро палочками по полу
Прыг – скок, прыг – скок. – двумя палочками стучать справа-слева
Веселился он на кочках. – удары по коленям - по полу (чередовать)

Прыг – скок, прыг – скок. – двумя палочками стучать справа-слева
Я его найти не смог. – катать палочки в руках

Как так? Вот так! – пожать плечами («удивиться»)
Я по лесу похожу, - стучать поочерёдно палочками по полу (шаги)
Я зайчишку отыщу! – приложить палочки к голове – «ушки»

Молодцы! Отдохнули?

Работа с сухим бассейном:

Продолжаем наше путешествие. Ребята, смотрите, здесь снегом замело диких животных. Давайте каждый по очереди опустит руки в снег и найдёт одно дикое животное. (Дети  опускают руки в сухой бассейн, находят фигурку животного). Какое дикое животное  вы нашли? (ответы детей). Как можно назвать его ласково? (ответы детей). 

Волк -  волчонок,

Белка - бельчонок,

Лиса - лисёнок,

Ёж - ежонок,

Медведь - медвежонок,

Заяц - зайчонок.

Ребята, а животные играли с вами и проголодались.

Д/и «Угостим животных».

Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них.

Что любит еж? (яблоки, грибы)  

Что любит заяц? (морковь, капусту)  

Что лиса? (рыбу)  

Что медведь? (малину, мед)

Что белка? (орехи, грибы)

Что волк? (курочек, зайцев)

Вы видите на столе карточки с разными продуктами, вы будете подходить, брать то, что подходит животному, который находится в ваших руках и говорить: «Я угощу …»

- Я угощу малиной медведя.

- Я угощу рыбой лису.

- Я угощу яблоком ежа.

- Я угощу орехом белку.

- Я угощу морковкой зайца.

- Я угощу курочкой волка.

Молодцы, ребята, накормили диких животных. Дикие животные наелись и решили поиграть с вами в прятки. Посмотрите на картинку и скажите, где находятся животные?

Где спряталась лиса?

Где сидит белка?

Где находится заяц?

Где стоит волк?

Где  медведь?

Где ёжик?

Молодцы! Всех животных отыскали!

Итог: Ну что, ребята, нашей Маше пора идти. Она вас благодарит за то, что вы помогли диким животным найти их дом! Вы - настоящие молодцы!

Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Давайте произнесем волшебные слова:

Глазки крепко ты закрой,

На одной ноге постой,

Вокруг себя ты покружись

Снова дома очутись.

Рефлексия:

Ух, вот это было путешествие! Ребята, кого мы встретили в лесу? Что случилось у Маши? Кому мы еще помогали в лесу? Вам понравилось играть вместе с Машей?

И Маше очень понравилось с вами играть, дружить и помогать диким животным, поэтому она для вас приготовила подарочки, раскраски со своими друзьями. 

 

. . . . . . .