Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Информационный проект в ДОУ "Моя безопасность"

Дата публикации: 2023-02-20 20:12:37
Статью разместил(а):
Хамедова Татьяна Геннадьевна

Информационный проект в ДОУ "Моя безопасность"

Автор: Хамедова Татьяна Геннадьевна

 

Идея педагогического проекта: обеспечение безопасности  детей в социальной среде, безопасности в неординарных ситуациях.

Цель проекта: формирование у дошкольников основ культуры безопасности в неординарных ситуациях.

Задачи:

  1. Развивать умение выявлять и избегать потенциально опасные ситуации в помещении, на улице, в транспорте и выбирать оптимальные модели поведения в проблемных ситуациях.
  2. Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  3. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и бережное отношение к своей жизни.  

Содержательный компонент проекта.

Содержание информационного (практико-ориентированного) проекта раскрывает  технологию работы с детьми по ознакомлению с правилами и способами безопасного поведения на улице, в городе; в общении с незнакомыми людьми; правилами поведения в опасных ситуациях.  

Информационный (практико-ориентированный) проект адресован детям 6-7 (8) лет, воспитателям дошкольных образовательных организаций.

Актуальность.

Сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и дошкольников основам культуры безопасности в неординарных ситуациях.

В соответствии с требованиями, которые заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, образовательное учреждение обязано формировать основы безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать детей от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать навыки безопасного поведения. Приобщение к культуре безопасности является необходимой и важной составляющей социализации ребенка.

В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество программ развития и воспитания детей. Они призваны помочь воспитателю решить широкий круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей. Авторы предлагают большой набор методов и приемов ознакомления детей с правилами безопасности (в быту, в природе, на улице т.д.). 

Проблема.

Необходимо отметить, что изучение образовательного пространства по данному направлению выявило тот факт, что не существует разработанного материала по формированию основ культуры безопасности в чрезвычайных обстоятельствах для детей дошкольного возраста.

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны важность приобщения к культуре безопасности как необходимой составляющей социализации ребенка, и с другой – отсутствие целенаправленного разработанного материала.

Практическая новизна представляемого проекта заключается в разработке технологии работы по ознакомлению детей с правилами и способами безопасного поведения: 

- на улице, в городе;

- в общении с незнакомыми людьми;

- правилами поведения в опасных ситуациях;

Планируемые результаты:

- Активное участие детей  в коллективном общении на тему безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях с  проявлением субъектных качеств.

- Проявление готовности детей реализовать свои знания  безопасного поведения в игровых ситуациях.

Технология формирования у детей знаний безопасного поведения при чрезвычайных обстоятельствах включает следующую последовательность этапов.

I. Аналитический этап.

Цель этапа – выявление умений у детей действовать в нестандартных ситуациях.

Задачи: Выявить знания и умения детей о правилах поведения в нестандартных ситуациях                                  

Методы и содержание работы: Моделирование проблемных ситуаций

«Как бы ты поступил, если …» (Приложение I

II. Этап накопления тематического содержания (основной).

Цель этапа – обогащение знаний детей по теме. Содержит 5 блоков.

Задачи: 

- Формировать у старших дошкольников основы культуры безопасности в чрезвычайных обстоятельствах.

- Развивать умение выявлять и избегать потенциально опасные ситуации в помещении, на улице, в транспорте и выбирать оптимальные модели поведения в проблемных ситуациях.

- Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

Содержание работы:

1. Внимание, опасные предметы.

Ситуативный разговор «Осторожно подозрительный предмет» (Приложение II)              

Дети узнают:

какую опасность несут бесхозные предметы, найденные в общественных местах (на улице, в метро, в школе др.);

какие действия запрещено совершать с найденным предметом, и какой вред он может нанести человеку;

кому необходимо сообщить о находке.

2. Правила поведения в толпе. 

Ситуативный разговор «Это надо знать» 

Игровая ситуация «Правила поведения в толпе» (Приложение III, IV)

Дети узнают: 

что необходимо знать, если ты пришёл в общественное место, где скапливается много народу;

какие правила необходимо соблюдать в нестандартной ситуации.

3. Осторожно – «Добрый дядя». 

Ситуативный разговор « Добрый или опасный человек» (Приложение V)

Дети узнают правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

4. Как вести себя, если рядом (на улице, в помещение) стреляют или произошёл взрыв. 

Дети узнают какие меры безопасности необходимо использовать, что бы сохранить свою жизнь.

5. Если ты стал заложником. 

Ситуативный разговор «Правила поведения в опасной ситуации» (Приложение VI

Дети узнают как правильно себя надо вести в присутствии опасного человека.

III. Рефлексивный этап (заключительный).

Цель этапа – развитие самостоятельности в игровой деятельности, оценка сформированности знаний.

Задачи:

  • Развивать умение самостоятельно играть в настольные игры,  правильно аргументируя свои  решения.
  • Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового сотрудничества со сверстниками.

Методы и содержание работы:

Настольные игры:

игра - лабиринт «Я в магазине»;

игра «Моя безопасность».

Посредством настольных игр дети закрепят знания о правильном поведении  в нестандартных ситуациях (Приложение VII, VIII).

Оценка эффективности реализации проекта.

Наличие у детей эмоционально-познавательного отношения к сохранению личной безопасности.  

Активное участие в коллективном обсуждении темы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях с позиции собственного «Я».

Самостоятельная организация игрового пространства на заданную тему с использованием ресурсов развивающей предметно-пространственной среды лэпбук «Моя безопасность».

Перспективы развития проекта:

Для закрепления полученных знаний и умений предложить детям рассказать о правилах безопасного поведения своим сверстникам из параллельной подготовительной группы (содержание блоков I, II, III).

Провести мастер-класс по обучению играм по сохранению безопасности.

Создать и подарить игру новым друзьям.

 

Приложение I. Решение проблемных ситуаций.

Блок 1. Ситуация I: «Забытая сумочка».

Маришка играла в песочнице с подружками во дворе своего дома. На скамейке девочки решили устроить кафе. Играя, они заметили на краю скамейки красивую сумочку. Вокруг никого не было. Маришке захотелось заглянуть в сумочку, посмотреть на её содержимое.

Как вы думаете, что нужно делать Маришке? Почему? 

Ситуация II: «Интересная находка».

Петя с друзьями  строили в песочнице замок и вдруг откопали большую разноцветную коробку. Все ребята стали громко кричать, что надо срочно открыть коробку и посмотреть, что же там такое? 

Как правильно нужно поступить?

Блок 2. Ситуация: «Объявление в магазине».

Петя с мамой в выходной день поехали в большой магазин за праздничными покупками. В магазине была предпраздничная суета, играла громко музыка, было много народа. Петя из любопытства оглядывался по сторонам, рассматривал яркую рекламу и немного отстал от мамы.

Вдруг прозвучало объявление, что нужно срочно покинуть здание. Народ заволновался, побежал в разные стороны. Петя оглянулся и не увидел маму. Что делать Пете? Куда бежать?

Блок 3. Ситуация I: «Добрая женщина».

Серёжа играл на детской площадке, когда к нему подошла женщина. Она держала на руках маленького щенка.

Мальчик, за углом дома я нашла брошенных щенков. Одного забрала себе. Может быть, и ты захочешь взять себе маленького друга. Пойдём со мной, я тебе покажу, где он лежит.

Как вы думаете, что делать Серёже?

Ситуация II: «Вкусная конфета».

Витя на улице встретил подружку Машу, она ела вкусную конфету, но с Витей не поделилась, а убежала к девочкам в песочницу. А Витя остался один и горько заплакал. И в это время к нему подошёл незнакомец и спросил его, почему он плачет. Витя рассказал ему о своём горе, и незнакомец предложил ему сесть к нему в машину и поехать в магазин, за очень вкусными конфетами. 

Ребята, правильно ли поступил Витя? 

Блок 4. Ситуация: «Прогулка во дворе».

Мальчик Петя гулял во дворе своего дома  и вдруг услышал странные хлопки. «Это мальчишки взрывают петарды» - подумал он. Петя побежал к месту, откуда были слышны хлопки.

Правильно ли поступил Петя? Какая опасность может подстерегать Петю?

Блок 5. Ситуация: «Такая вот ситуация».

Петя со старшим братом пошли в кинотеатр посмотреть интересный мультфильм. После просмотра ребята стали двигаться с остальными зрителями к выходу, но вдруг им всем перегородили проход странные люди и не позволили покинуть кинотеатр.

Что делать Пети и его друзьям?

 

Приложение II. Ситуативный разговор на тему «Осторожно подозрительный предмет».

Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения при обнаружении подозрительного предмета.

Ход беседы: Вы конечно знаете, всё в мире обозначается словами, вы слышите и понимаете значение этих слов. Есть такие слова, которые не обозначают предметы или явления природы, но играют очень важную  роль в жизни человека. Вы часто слышите эти слова: «можно», «нельзя», «правила поведения».   

Подумайте, для чего нужны такие слова? (Дети приводят примеры слов). Правильно ребята. Человек придумал и установил много правил для удобства и безопасности  в каждой конкретной ситуации. И сегодня мы поговорим о правилах поведения при обнаружении вами незнакомого предмета в транспорте, на улице. Ребята, я вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Маленькая Маша в садик идёт.

За руку Машу мама ведёт.

На остановку они подошли,

Дождались автобус N 123.

Вошли, рассчитались, решили присесть,

В автобусе много мест свободных есть.

Маша присела, а мама стоит.

Маша видит пакетик лежит.

Маша пакетик в руки взяла,

В пакетике этом игрушка была.

Мишка красивый, с улыбкой, большой!

Только вот тикает, что-то в нём.

«Мама, смотри, что в пакете лежит!»-

Машенька маме громко кричит-

«Мишка красивый, и тикает он,

Мама давай мы его заберём!»

Мама у Маши пакет забрала,

К водителю быстрым шагом пошла.

Автобус остановился тот час.

Салон попросили покинуть всех нас.

«Что же случилось? Что за беда?

В садик ведь ехать нам, мама, пора

Как вы думаете, почему остановился автобус и всех пассажиров попросили из него выйти? 

В последнее время часто отмечаются случаи обнаружения подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Подобные предметы обнаруживают в транспорте, на лестничных площадках, около дверей квартир, в магазинах, в метро.

А как же вести себя при обнаружении подозрительных предметов? Какие действия предпринять? Как поступить, если вы увидите предмет, оставленный в общественном месте? Чтобы ответить на вопросы, надо знать правила.

Помните! Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве маскировки для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки.

«Интересно, что там в свёртке?

Ты его не вздумай брать!

Взрослым о своей находке

Должен сразу рассказать.

Осторожнее, ребята!

В свёртке может быть граната

Кто-нибудь коснётся, и она взорвётся!»

Запомни! Нельзя никогда в руки брать вещь, если она не твоя!!!

В автобусе, в поезде или метро

Взрослому лучше про всё расскажи.

Там про находку спросят тебя.

И точно тогда не случится беда!!!

Помни!!! Чтоб не случилось беды - незнакомый предмет в руки ты не бери!

Рефлексия. Проведём игру «Если бы …»

Если бы ты шёл по помещению. Тишина. Ты услышал тиканье будильника, но вокруг ничего не увидел. Твои действия.

Если бы ты зашёл в подъезд и увидел подозрительный предмет (свёрток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Твои действия.

Если бы незнакомый человек стал предлагать тебе сладости, дорогой телефон, игрушку … Твои действия ...

 

Приложение III. Ситуативный разговор «Это надо знать».

Цель: познакомить детей с правилами, которые помогут не попасть в неприятную ситуацию.

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, я сегодня принесла вам иллюстрации знакомых вам сказок.

Внимательно рассмотрите иллюстрации и ответьте на два вопроса:

  • Какие сказки спрятались в картинках?
  • Чем похоже эти сказки?

Дети рассматривают иллюстрации, обсуждают. Размышляют о том, что общего в событиях этих сказок. («Три медведя», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса»).

Правильно, во всех сказках есть девочка, которая заблудилась в лесу.

Кто знает, что означает слово «Заблудилась». (Дети дают ответы).

Воспитатель объединяет ответы детей:

- Правильно, заблудилась – это значит потерялась и не может найти дорогу домой».

- Давайте вспомним, как она заблудилась в лесу (зачитываются короткие отрывки из сказок).

- Ребята, а как вы думаете, а только ли в лесу может человек потеряться? (дети дают ответы).

Воспитатель объединяет ответы детей:

- Ребята, человек может потеряется не только в лесу, но и в любом другом месте (на улице, в большом магазине, в театре и в любом другом общественном месте).

- А как вы думаете, что надо делать чтобы человек смог быстро найти дорогу домой или выход из помещения. (дети обсуждают разные ситуации).

Воспитатель объединяет ответы детей:

Ребята, чтобы человек не заблудился, существуют правила, которые обязательно надо знать.

Самое главное. Ваши родственники должны знать, куда вы отпарились, чтобы в случае потери они смогли вас быстрее найти.

Иметь план. Например, «От дома до магазина, садика или другого места, куда вы собираетесь пойти».

Если ты пришёл в общественное место, познакомься с расположением выходов из здания.

Если ты пришёл в общественное место, необходимо запомнить, где расположены знаки помощники.

Воспитатель демонстрирует наглядный материал.

Воспитатель предлагает детям составить план группы, определить места входа и выхода в группу, в детский сад.

Рефлексия: Ребята давайте вспомним, что случилось с героиней сказок? Что надо знать, чтобы не потеряться?

 

Приложение IV. Игровая ситуация «Правила поведения в толпе».

Цель: познакомить детей с правилами поведения в толпе (в кинотеатре, на праздниках)

Ход игры

Воспитатель предлагает детям разыграть ситуации «Я в толпе».

Дети вступают в беседу, делятся своими знаниями о местах большого скопления людей: зоопарки, кинотеатры, магазин и т.д.

1. Половина детей идет плотной группой с одного конца группы в другой, а на встречу – два ребенка стараются пройти сквозь толпу.

Правило: Двигайся вместе с общим потоком людей, в одном направлении.

2. Ситуация повторяется, но дети стараются пройти сквозь толпу, прижимаясь к стене.

Правило: Держись дальше от стен, столбов. Ни в коем случае не хватайся за них. 

3. Ситуация повторяется, но воспитатель преднамеренно «задевает» идущего ребенка за карман брюк или за пуговицу, чтобы ребенок поменял направление движения.

Правило: Сними все, что повязано вокруг шеи, застегни все пуговицы и молнии. 

4. Рассказ о ситуации падения ребёнка в толпе.

Правило: Старайся не упасть. В случае падения свернись клубком в направлении движения толпы, защити голову руками.

5. Дети сидят в «кинотеатре», воспитатель неожиданно говорит «Эвакуация!». Дети бегут кто куда.

Правило: Придя на массовое мероприятие, заранее запомни, где находятся аварийные и запасные выходы.

6. Дети идут плотной группой, у одного ребёнка падает игрушка. Правило. Если ты оказался в движущейся толпе, и у тебя упала игрушка, не останавливайся что бы её поднять.

Дети делают вывод:

- Двигаться против толпы очень трудно.

- Идти  сквозь толпу прислоняясь к стене можно получить травму.

- Необходимо снять шарф, застигнуть пуговицы, молнии.

- Если упал, сумей быстро встать. Если встать невозможно, сумей сгруппироваться.

- Если пришёл в помещение, где скапливается много народу необходимо обратить  внимание на план-схемы, в случае если срочно надо покинуть здание.

- Нельзя в движущейся толпе останавливаться чтобы поднять игрушку.

Рефлексия. Дети вспоминают правила поведения в толпе. 

 

Приложение V. Ситуативный разговор «Добрый или опасный человек».

Цель: познакомить детей с понятием опасный человек.

Содержание: Воспитатель задает детям вопросы для обсуждения:

  1. Что такое добро?
  2. Что такое зло?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с изображением сказочных героев:

  • Золушка и мачеха;
  • Буратино и Карабас-Барабас;
  • крокодил Гена и Шапокляк;
  • Снежная  королева и Герда;

Доктор Айболит и Бармалей

Дети размышляют над вопросом воспитателя (любой ответ принимается и обсуждается). Воспитатель просит детей разложить карточки на две группы. Дети раскладывают.

Под красный квадрат - всех добрых героев.

Под синий квадрат - всех злых.

Дети анализируют характер каждого героя, злой он или добрый, вспоминают поступки.

Дети делают вывод: в сказках есть добрые и злые герои.

Всегда ли приятная внешность означает добрые намеренья?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации  с героями сказок и обратить внимание, какие у них наряды, выражение лица и постараться рассказать об их характере: мачеха Золушки; мальчик–с–пальчик; Василиса Прекрасная; Снежная королева.

Дети рассматривают иллюстрации и рассуждают о характере героев:

Мачеха Золушки – красиво одета, причесанная, но злая, заставляла золушку трудиться не по силам.

Мальчик–с–пальчик бедно одетый, одежда в заплатках, лохматый, но добрый и трудолюбивый.

Василиса–Прекрасная - красиво одета, с причёской, милое, открытое лицо и добрый характер.

Снежная королева очень красива, на голове – сияющая корона, платье расшито драгоценными  камнями, но она холодная, равнодушная к людям, может быть очень злой и жестокой.

Ребята, человек может быть не только добрым и злым, а ещё и опасным. Опасного человека можно назвать - злоумышленник (он совершает плохое дело против людей). Нужно опасаться их и правильно себя вести в чрезвычайных (редких) ситуациях.

Рефлексия: Ребята злоумышленники это добрые или злые люди? Почему нельзя совершать плохие поступки? Всегда ли приятная внешность означает добрые намеренья?

 

Приложение VI. Ситуативный разговор «Правила поведения в опасной ситуации».

Цель: познакомить детей с правилами поведения  в опасной ситуации «Я – заложник».

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Вместе с героями сказок мы попадаем в разные ситуации, добрые и опасные. Сегодня я предлагаю вам вспомнить сказку, которая учит нас быть внимательными и осторожными дома

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Это кто такая рогатая?

Да ещё и бородатая?

И бормочет: ме-е-е,

Не мешайте мне-е-е! (Коза).

В какой сказке встречается коза?

Правильно «Волк и семеро козлят».

Давайте вспомним, какая история произошла с козлятами?

Воспитатель предлагает детям вспомнить  правила поведения при встрече с незнакомцем.

Ребята, а волк, в сказке добрый или опасный герой?

Давайте вспомним,  как называют опасного человека? (злоумышленник - он совершает плохое дело против людей).

Вот и волк задумал плохое дело против козлят.

Воспитатель рассказывает сюжет из сказки, где волк, схватил козлят и унёс с собой. Ребята, козлята стали заложниками волка. Заложник – это тот, которого удерживают силой, против своей воли.

Как вы думаете, что чувствовали козлята, когда их похитил волк? Да, ребята, козлятам было страшно, они звали на помощь, сопротивлялись волку. Этим они навредили себе, разозлили волка.

Что волк сделал с козлятами? Он их съел. А я вам хочу рассказать, как правильно должны были вести себя козлята в такой опасной ситуации, чтобы вернуться домой. Существуют правила поведения в ситуации, если ты стал заложником опасного человека.

  1. Если тебя заперли, в каком либо помещении надо найти безопасный уголок и постараться сидеть тихо, не привлекать внимание  опасного человека.
  2. Нельзя  разговаривай громко.
  3. Постараться не плакать.
  4. Выполнять всё, что требует от тебя опасный человек, не сопротивляться ему.
  5. Самое главное - надо помнить, что тебя обязательно спасут.

Вот и мама коза спасла своих козлят. Она перехитрила волка. И стали они жить-поживать по-прежнему.

Рефлексия: Давайте вспомним почему козлята были похищены волком? Какие правила надо выполнять при встрече с незнакомцем?

Назовите правила безопасного поведения, если вы стали заложниками опасного человека.

 

Приложение VII, VIII. Настольная игра - лабиринт «Я в магазине».

Цель: знакомить детей с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, дать представления о том, как реагировать и действовать в таких ситуациях.

Игровое задание: найти выход из магазина. Ответить на вопросы.

Оборудование и материалы: игровое поле, фигурка человека, песочные часы, карточки с вопросами.

Ход игры. Играть может как один, так и несколько детей. Дети играют по очереди на время. Фигурка человека двигается по дороге и ищет выход из магазина. Если на пути встречается знак вопроса, игрок выбирает карточку с вопросом, читает, отвечает на вопрос. Если игрок не отвечает на вопрос, взрослый  помогает ребенку наводящими вопросами. Выигрывает тот игрок, кто быстрее по времени найдет выход из магазина.

Примерный перечень вопросов к игре:

  • Если ты оказался в толпе, в каком направлении нужно двигаться?
  • Если ты оказался в толпе, зачем нужно застегнуть все пуговицы, молнию, снять шарф?
  • Какое правило безопасности надо соблюдать, если ты упал, находясь в толпе? Что надо сделать, чтобы защитить живот, и голову?
  • Если  у тебя в толпе упали, какие либо вещи, или предмет, как ты поступишь? Почему нельзя поднимать вещи?
  • Если на улице, в метро, в транспорте, в учебном заведении, в подъезде ты увидел бесхозный предмет, что ты будешь делать?
  • В каком месте может произойти терракт?
  • Что означает фраза «Предупрежден, значит вооружён?»
  • Зачем в помещении нужен план эвакуации?         
  • Что такое штурм?
  • Какие правила нужно соблюдать при штурме?
  • Как ты понимаешь слово заложник?
  • Как ты понимаешь слово «терракт?»        
  • Какие правила безопасности  надо соблюдать, в случае если ты стал заложником?   
  • Какие правила безопасности  надо соблюдать, если рядом стреляют?
  • Что такое «Эвакуация?»
  • Что такое - учебная тревога? Зачем она нужна?  
  • На что надо обращать внимание, если ты пришёл в торговый комплекс, кинотеатр, и др. помещения, где скапливается и собирается много народу?
  • Как ты понимаешь слово «террорист»?    
  • Как правильно нужно себя вести с незнакомыми людьми?         
  • Как ты понимаешь фразу «террористическая угроза?».

Игра-бродилка «Моя безопасность».

Цель: совершенствовать умение детей правильно реагировать и действовать в различных ситуациях в условиях игрового пространства. Воспитывать ответственное отношение к своей жизни.

Игровое задание: кто быстрее дойдет до финиша.

Оборудование и материалы: игровое поле, фишки, кубик, карточки с сюжетными картинками.

Ход игры: в игре участвуют два и более игрока. Если в процессе игры фишка встаёт на оранжевый кружок со стрелочкой, игрок рассказывает, какие правила безопасности скрывает картинка. Если фишка встала на синий кружок, то игрок берет отдельную карточку и рассказывает о правилах безопасности, которые изображены на ней (карточки с изображением  на усмотрение педагога). Если игрок не может ответить по картинке, пропускает ход. Выигрывает тот игрок, который быстрее дойдет до финиша.

 

Библиография:

1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учеб.-метод. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей ст. дошкол. возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б Стеркина. М.: Детство-Пресс, 2007. –144 с.2.

2. Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей: первые шаги к самостоятельности: / Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский. М.: Вентана-граф, 1996. 64 с.3.

3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артемова. М.: Просвещение, 1992. 96 с.4.

4. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. М.: ВЛАДОС: Золотые уроки России, 2003. 271 с.5.

5. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: кн. для воспитателей / К.Ю. Белая, В.Н Зимонина. М.: Просвещение, 2006. 94 с.7.

 

. . . . . . .