Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Устное народное творчество для детей младшего дошкольного возраста в совместной деятельности

Дата публикации: 2023-03-25 11:27:59
Статью разместил(а):
Золотарева Татьяна Николаевна

Устное народное творчество для детей младшего дошкольного возраста в совместной деятельности воспитателей

Авторы: Золотарева Татьяна Николаевна

и Никишина Антонина Петровна

ГБДОУ "Детский сад № 28 Пушкинского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Устное народное творчество создает условия для развития личности ребенка, путем включения ее в многообразную деятельность охватывающую эмоциональную, интеллектуальную и деятельностную сферу. Формы и методы работы с произведениями устного народного творчества способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, творческих компетенций дошкольника, его успешной адаптации и социализации в детском саду, далее в человеческом обществе. 

 

Содержание образования и воспитания дошкольников невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Цель: приобщение детей к русской народной культуре.

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью.

Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на протяжении веков. В то время не было печатных книг, не было письменности, поэтому и называют - устным.

Так что же означает слово «фольклор»? Folk – народ, Lore – знание, мудрость.

Жанры устного народного творчества – это небольшие фольклорные произведения, которые делятся на две группы.

1. Большие фольклорные жанры: сказки, легенды, былины, баллады, исторические и лирические песни, частушки.

2. Малые фольклорные жанры, которые можно назвать детским фольклором, к ним относятся: загадки, считалки, поговорки, потешки, прибаутки, скороговорки, дразнилки, песенки, хороводные, народные игры, игры – забавы.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая выполняет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора помогают становлению и развитию личности ребенка, освоению им богатств предшествующих поколений, что обеспечивает преемственность и сохранность духовного облика народа.

Детский фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с произведения народного творчества обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Многогранность использования фольклора помогает развивать воображение, делает ребенка участником действия, развивает его индивидуальность.

В своей работе мы используем малые жанры устного народного творчества.

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Кому в зобок,

Кому в роток,

А кому в лапочку.

Петя – Петя – петушок

Петя – красный гребешок,

На сапожках – шпоры,

На хвосте – узоры!

Спой нам, Петя, не молчи,

Громко – громко покричи!

Потешка – игры взрослого с ребенком(с его пальчиками, ручками). При разучивании потешки используем природный материал, игрушки народного прикладного искусства, игрушки кукольного театра, наглядный материал, иллюстрации из книг.

Сидит белка на тележке 

А кому в лапочку.

Игрушка в сочетании с песенкой повышает восприятие потешки, помогает найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт со взрослыми, детьми.

Фольклор помогает воспитывать положительное отношение к режимным моментам. Малые фольклорные произведения можно использовать при формировании культурно – гигиенических навыков: умывание, одевание, расчесывание, прием пищи и т.д. Все проводится в спокойной доброжелательной обстановке, что обеспечивает детям хорошее настроение.

Мы умеем одеваться

И друг другу помогать.

Сможем быстро мы собраться,

Нас не надо долго ждать.

Аккуратно все наденем,

Все завяжем, застегнем.

И на улицу сегодня

Первыми гулять пойдем!

Ой, лады-лады-лады!

Принес заинька воды,

Дай нам, серенький, водицы,

Нашей деточке умыться!

Вот как умываемся!

Вот как улыбаемся!Потешка способна корректировать эмоции детей (кто плачет или шумит). Во время утреннего приема, проговаривание потешки, сопровождение пальчиковыми играми -точность движений пальчиков рук, делает более понятным слово, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения, что вызывает у ребенка определенный отклик, доброжелательное отношение друг к другу, обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день.

Глазки смотрят, носик дышит 

Ушки милые все слышат 

Ротик улыбается, ручки просыпаются. 

И готовы ножки топать по дорожке.

Незаменимы и «прибаутки» - забавные песенки, которые своей необычностью веселят, несут детям радость. Мы используем их в утренней гимнастике, физминутках.

Все болтущки-хохотушки

Любят звонкие пестушки,

Фантазерки и шутницы

Выбирают небылицы,

Шалуны и сладкоежки

Знают наизусть потешки,

Непоседам скучно стало-

Вспомним парочку считалок,

Сони колыбельных ждут,

Сладкий Дрема - тут как тут!                      

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной речи, кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Это двух  - или четырехстишие.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно..

Это не только звуки, но и темп, ритм и мелодия. Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторить:

«Бублик, баранку, батон и буханку,

Пекарь из теста испек спозаранку».

Веселая, разнообразная игра звуков, они как будто дразнят и предлагают померятся с ними силами, испытать свой язык, память и слух. Их можно проговаривать в разном темпе, с разной силой голоса, с разным ритмом: отхлопывать в ладоши, ногами, музыкальными предметами, можно чередовать приемы. Это радует детей, веселит, будит фантазию, помогает проявить интерес к многообразию звуков.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоции от участия в самых разнообразных играх. Веселые хороводные и имитационные, игры – забавы поднимают настроение у детей, сближают, формируют доброжелательное отношение друг к другу.

Конь меня в дорогу ждет, 

Бьет копытом у ворот. 

На ветру качает гривой -  

Пышной, сказочной, красивой! 

Быстро на коня вскачу 

И поеду, поскачу! 

Там за дальней, за рекой,  

Помашу тебе рукой! 

Непосредственное участие взрослого в игре, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для детей.

Когда мама укладывает малыша спать – пение колыбельной песенки действует на ребенка успокаивающе, снимает тревожность, возбуждение.

Пение колыбельных песен, интонационные обороты, мотивы, имеет большое значение в музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти.

Музыка и фольклор

Музыка, как вид искусства и фольклор – многослойный пласт народной культуры, успешно и гармонично сочетаются. Огромную роль в этом играет музыкальное сопровождение, атрибуты и декорации, которые превращают обыкновенный зал, группу в чудесную сказку.

Использование большого, яркого расписного платка поможет создать атмосферу уютной, радостной, фольклорной полянки. Так же с ним можно играть в прятки, водить хоровод, чертить пальчиком красивые узоры, цветы, вслушиваясь в русские народные мелодии.

Дети дошкольного возраста еще не могут объективно воспринимать сценическое действие, они его непосредственные участники, а зачастую и создатели.

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на палочке.

Анечка в тележке,

Щелкает орешки.

Раздаем детям орешки для обыгрывания веселой потешки (под р.н.м. дети отстукивают ритм орешками, поют и цокают язычком).

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки.

Чечетки - в трещетки,

Чайки -  в балалайки,

Скворцы - в бубенцы.

Играют, играют

Всех потешают.

Предлагаем детям выбрать музыкальные инструменты по желанию и под р.н.м. «Камаринская» исполняем в оркестре весело и задорно.

С малых лет необходимо приобщать детей к музыкальному восприятию русских народных мелодий. Это одна из важнейших задач в музыкальном воспитании – приобщение детей к истокам народной культуры. В народной музыке имеется весь набор эмоциональных средств, необходимых для формирования человека, гражданина.

Кладезь шуток и юмора таит в себе народный фольклор.

Свинка Нинила сыночка хвалила:

То – то хорошенький, то – то пригоженький.

Ходит бочком, ушки торчком,

Хвостик крючком, нос пяточком.

С большим удовольствием дети исполняют такие потешки, которые поднимают настроение, вызывают положительные эмоции и делают мир детей радостным.

Выйди Котя в огород –

Всполошится весь народ,

И петух и курица,

С деревенской улицы.

И соседка мышка,

Выйди, Кот – ловишка!

Исполняя данную потешку и другие, дети шутливо обыгрывают их, настраиваясь на игру «Ловишки».

Используя малые жанры фольклора в образно – игровой форме, в полной мере раскрываются творческие способности детей, формируются эстетические и нравственные представления, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок захотел попробовать свои силы, продемонстрировать свои таланты, а они несомненно есть и должны развиваться.Фольклор и музыка помогают преодолеть языковой и культурный барьер между дедами и внуками.

 

. . . . . . .