Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Режиссёрский замысел педагога-организатора как автора сценария

Дата публикации: 2021-06-22 11:52:38
Статью разместил(а):
Беликова Дарья Сергеевна

Режиссёрский замысел педагога-организатора как автора сценария концертного номера

Автор: Беликова Дарья Сергеевна

МБУ ДО ДДТ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону

 

Аннотация: Эстрада – искусство синтетическое, и режиссёр, работающий на эстраде, должен быть знаком с «языком» тех видов искусств, которые были вплетены временем в искусство эстрады. Одна из основных задач, стоящих перед режиссёром эстрады – умение создать номер.

Ключевые слова: режиссёр, концертный номер, эстрада, педагог-организатор.

Тематическая рубрика: Общая педагогика. 

 

В своё время итальянский кинорежиссёр и сценарист Микеланджело Антониони говорил, что: «Режиссёр такой же человек, как и все остальные. Только жизнь у него не совсем обычная. Для него жить – означает видеть». Эта фраза полностью подтверждает сущность профессии - режиссёр. Залог успеха концертного действия зависит от профессиональности режиссёра-постановщика. Режиссёру необходимо уметь работать с актёрами различных жанров. Также ему необходимо обладать композиционным даром, уметь компоновать людские массивы в стройные пластические композиции. Этот дар необходимо постоянно тренировать, изучая массовые композиции в произведениях классиков изобразительного искусства.

Какие же запросы предъявляются к режиссёру-постановщику концертного действия. Режиссёр обязан знать, собственно что драматургическое произведение имеет возможность быть воплощено на эстраде сквозь художественные образы, определяемые: идеологическими, стилевыми и жанровыми особенностями произведения, сделанного сведениями создателем для данных исполнителей; режиссёрской трактовкой; индивидуальностью актёра-исполнителя. Режиссёру нужно обогатить и каждый день пополнять собственные познания и воображение исследованием изобразительных искусств различных эпох.

Разработчик пространственно-временных произведений, в которых пластика – один из главнейших компонентов, режиссёр обязан быть в знакомой мере и художником и скульптором, ибо умение организовать пространство - одно из первых требований к режиссёрской профессии. Но в процессе постановки номера присутствует работа специалиста над технологией выразительных средств. Это обосновано самой природой кое-каких жанров: скажем, основная масса поджанровых видов спортивно-циркового рода настоятельно просят репетиционно-тренировочной работы с тренером над спортивными элементами, особыми трюками; работа над вокальным номером невыполнима без уроков педагога по вокалу; в хореографическом жанре существенна роль балетмейстера–репетитора.

Нередко режиссёр совместно с автором трудится над текстом, и в данном случае становится соавтором произведения. И буквально всякий раз режиссёр делается творцом драматургии номера в вокально–эстрадном, уникальных и эстрадно–цирковых жанрах, режиссёр–балетмейстер – в эстрадной хореографической миниатюре.

Специфику драматургии номера в театре миниатюр точно определил советский актёр театра, эстрады и кино А. Райкин: «Материал должен быть актуальным, лаконичным, образным, смешным и в то же время облагораживать душу и сознание».

Этапы работы режиссёра над концертным номером.

Теоретически процесс поисков действия в номере начинается с действенного анализа авторского произведения. Именно здесь закладывается основа, фундамент будущего номера. Один из великих режиссёров Г. Товстоногов считал, что все сложные проблемы надо свести к чему-то очень простому, элементарному. Надо найти действие и принять решение. Решение - это цепь логически оправданных и целесообразных действий. Для этого следует:

- найти предлагаемое обстоятельство, которое определяет сущность эстрадного номера;

- обнаружить конкретное реальное действие в данных предлагаемых обстоятельствах;

- понять, что действие строится на столкновении противоречий, конфликт в эстрадном номере совсем необязательно лежит в плоскости прямого столкновения.

Замысел – это исходное представление режиссёра о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. Иногда бывает достаточно увидеть какой-нибудь жест, картинку, мизансцену (увидеть в своем воображении), и из этого зерна вырастает целостная картина будущей постановки. В реализации же замысла режиссёром главенствует изобразительность, – т.е. воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности.

Режиссёр, осуществляя на сцене (экране) синтез искусств, если обратиться к привычной ассоциации, выступает в качестве дирижера оркестра, который состоит из деятелей разных видов искусств. Постановочная деятельность режиссёра закономерно ведёт к тому, что он наряду с драматургом становится полноценным автором постановки. Режиссура – по самой своей природе созидательно-творческая, авторская, "драматургическая" деятельность. В процессе постановки номера режиссёр сталкивается не только с проблемой индивидуальности эстрадного исполнителя, но часто с его нежеланием подчиниться требованиям или советам постановщика.

Режиссёру важно определить идею заранее, знать, что он хочет сказать зрителю, какие вызвать у него эмоции, которые будут работать на замысел авторов эстрадного номера. Основной заботой режиссёра является поиск совокупности действий, на котором строится номер. Это придает целостность совершенно разным элементам: песням и кинокадрам, музыке и драматическому отрывку, художественной иллюстрации и документальному выступлению. Суть искусства режиссёра в том, чтобы объединять творческие усилия большого театрального коллектива художников.

Художественное кредо определяется способностью режиссёра к образному мышлению и умению это мышление выражать языком театра; решающее значение в этом имеет характер творческих взаимоотношений режиссёра с актёром, как сказал русский театральный режиссёр К. Станиславский: «Режиссёр – это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актёрам, как её играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссёр – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных».

Процесс сотворения номера составные его части характеризуются последовательностью ведущих звеньев номера. Рождение номера происходит благодаря тому, что артист является центром, в котором объединяются креативные старания режиссёра. Режиссёр даёт указание исполнителю проживать жизнь своего героя и лишь только впоследствии сего «представлять» его зрителям. В случае если индивидуальность исполнителя проявлена недостаточно ярко, роль режиссёра постоянно возрастает. Он закрывает, как бы «стирает» актёрскую личность за счет собственной творческой воли. И это, как правило, выделяет средние итоги.

В создании номера концентрируется творчество автора, актёра, режиссёра, художника. Главная фигура на эстраде – артист, а основная форма его сценического существования – номер.

Таким образом, рассмотрев задачи и требования режиссёра к постановке концертного номера, можно сделать вывод, что режиссёр играет самую важную и главную роль в концертном действии. Именно режиссёр подстраивает как концерт, так и концертный номер под определённую тематику, насыщает выразительными средствами, делает ярким, интересным и лёгким для восприятия зрителями.

Роль режиссёра как автора сценария номера в разных жанрах неодинакова, так как при создании замысла и драматургии номера, у режиссёра нет определённого образа артиста, а есть некое общее представление, замысел, для которого он затем надеется найти исполнителя, то тем самым нарушается один из основных законов эстрады. Очень трудно писать для того или иного артиста, не увидев его, не поговорив с ним, не поняв, как он сам реагирует на то или иное, – писал известный эстрадный автор И. Виноградский. «У каждого человека свой строй речи, свой ритм, особенности, соответствие между речью и внешними данными. То, что может говорить со сцены высокий, грузный, неторопливый, седовласый, уверенный в себе мужчина, никогда не сможет убедительно произнести тоненькая юная девушка, пусть даже очень хорошенькая ...»

Знать своего исполнителя необходимо. В этом одно из условий успеха.

 

Список литературы:

1. Айзенштадт В. Хрестоматия по курсу "Клубные массовые представления". Режиссура и организация массовых зрелищ / сост. В.Н. Айзенштадт. - Харьков.: ХГИК, 1973 – 135 с.

2. Анастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика / А. Анастасьев // Русская советская эстрада, 1917 - 1929 : очерки истории / М-во культуры СССР, Ин-т истории искусств ; отв. ред. Е. Д. Уварова. -М., 1976. - С. 6 - 28. 

3. Богданов И.А. Учеб.пособие Постановка эстрадного номера: / И.А. Богданов. - СПб. : ЧиСПБГАТИ : Чистый лист, 2004.- 319 с.

4. Богданов И. О некоторых особенностях постановочной работы по пластике на кафедре эстрадного искусства / И.О. Богданов // Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады : сб. ст.- Л., 1987. - 228 с.

5. Карп В. Книга Основы режиссуры / В.И. Карп Харьков - Иерусалим. 1986 -2004 гг

6. Строева М. Книга «Режиссерские искания Станиславского. 1917 - 1938», «Наука», 1977 г.

7. Розовский М. Режиссёр зрелища. М., 1973

. . . . . . .