Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Лэпбук в проектной деятельности при обучении музыке

Дата публикации: 2022-02-28 22:42:46
Статью разместил(а):
Маслова Марина Михайловна

Лэпбук в проектной деятельности при обучении музыке

Автор: Маслова Марина Михайловна

 

Современное образование является личностно-ориентированным и рассматривается как многоуровневый непростой процесс формирования личности. Важнейшей первостепенной актуальной задачей становится формирования системы ценностей, отвечающей культурологической концепции образования.

Какие педагогические методики и инструменты использовать в целях воспитания человека, который будет ориентирован на понимание, признание и принятие другой личности?

Аксиологический подход и приоритетные задачи, указанные в концепции дошкольного воспитания, требуют от педагога создания атмосферы обращенности к ребенку.

Также необходимо учитывать системно-деятельностный подход в основе ФГОС, который предполагает:

· многообразие организационных форм;

· учет индивидуальности каждого обучающегося;

· рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В условиях претворения в жизнь Стандарта, педагогу необходимо модернизировать традиционные (классические) средства обучения, в целях соответствия прерогативной задачи современного Российского образования - «научить ребенка учиться самому».

Основные точки роста заключаются в постановке цели и задач по ее достижению; нахождения способов их решения; выборе надежного и достоверного источника информации среди множества информационных ресурсов. Что и как необходимо сделать, чтобы материал запечатлелся в памяти ученика, чтобы в последующем он мог воспользоваться теми знаниями, которые получил по данному вопросу, чтобы самостоятельно расширять свои познания в определенной теме? Как учить, порождая желание учиться? Каким способом мобилизовать ученика, разжигая и поощряя его природную любознательность; развить интерес к самостоятельному приобретению знаний?

Дилемма выбора необходимых методик возникает перед искусным педагогом перманентно. В современных условиях применение одних классических методик приводит к стагнации; жизненно необходимо разрабатывать новые современные образовательные технологии, а также обязательно применять новые методы и приемы, ориентированные на формирование и индивидуальное развитие личности.

Тенденции последних лет показывают нам способ решения данной задачи посредством организации проектной деятельности.

Метод проектов составляет фундамент, основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала в процессе выполнения проектов.

Одной из форм продуктов проектной технологии можно предложить изготовление лэпбука. Создание лэпбука помогает решить ряд приоритетных задач в образовании, дает учащимся необходимые предметные знания, учит их всесторонне освещать и рассматривать проблему. Также эта технология помогает в постановке и решении задачи и формирует умение творчески подбирать и размещать информацию.

Что же представляет собой подобная технология? Лэпбук (lapbook) - дословный перевод - «наколенная книга». Это пособие, выглядящее как интерактивная папка по заданной теме, выступает в роли универсального продукта, который может являться итогом проектной, исследовательской и самостоятельной деятельности. Данное пособие поможет обучающемуся расположить информацию по изучаемой теме по своему желанию, лучше понять и запомнить материал. С помощью такого пособия учитель может построить педагогическую деятельность исходя из индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Можно выбрать задание под силу каждому, организовать исследовательскую работу, в процессе которой ребенок будет участвовать в поиске, отборе и анализе информации.

Безусловно, подобная форма работы позволяет создать условия для раскрытия личности, мотивированности учащихся, потому что обеспечивает равенство возможностей, равноценное развитие каждого, объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс.

Подобная форма проектной деятельности - замечательный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок открывает свой лэпбук - с интересом и радостью повторяет пройденное, рассматривая книгу, сделанную своими руками.

В чём преимущество этой технологии?

- подходит для разных возрастных групп;

- содержательное многообразие;

- освещение разных тем, предметных областей;

- возможность использования в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность;

- красочность и креативность оформления.

Безусловно, необходимо продумать его структуру перед созданием конечного продукта и найти необходимую информацию. Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при помощи учителя или родителей.

Получившаяся книга должна быть эстетична, радовать глаз, должна быть удобна и понятна при самостоятельном использовании.

Как сделать лэпбук:

1. В начале необходимо выбрать тему: тема может быть любая, интересная ребенку (музыкальные инструменты, композиторы, термины).

2. Составить и написать план: что будет содержать в себе лэпбук, для более полного раскрытия выбранной тематики.

3. Разработать макет: сделать рисунок. Распределить и разместить элементы: кармашки, блокнотики, мини-книжки, вращающиеся круги, конвертики разной формы и т.д.

4. Изготовление лэпбука.

Для работы возьмем следующие материалы: картон - основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); цветная бумага; фломастеры, цветные ручки; обычные и фигурные ножницы; клей, скотч; при необходимости декоративные элементы.

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это «росток» исследования, которое, однажды начавшись, будет расти всю жизнь, ведь полет фантазии ребенка может дать непредсказуемые результаты. Если посеять в ребенке «зерно» открытия, оно будет расти.

Задача учителя - вселить уверенность в своих силах и мотивировать на открытие новых горизонтов.

Лэпбук - это не просто методика, это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала, самостоятельности. Он учит мыслить и помогает действовать в рамках заданной темы, расширяет кругозор, формирует навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной задачи.

А самое главное - реализация деятельностного метода обучения. Ведь в процессе создания лэпбука обучающиеся не получат знания в готовом виде, а добудут их самостоятельно, а это основа познавательно-исследовательской деятельности.

 

Литература:

1. Алисиевич, Е. П. Проектные умения как один из важнейших компонентов профессиональной подготовки студентов / Е. П. Алисиевич //Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 1. – С. 33-35.

2. Атемаскина, Ю. В. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста / Ю. В. Атемаскина // Детский сад: теория и практика.– 2012. – № 9. – С. 34-39.

3. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал «Обруч № 4 2015 год.

4. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

5. Иванова Н.А. Развитие исследовательских умений у старших дошкольников посредством их включения в проектную деятельность / Н. А.Иванова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014.– № 12-3. – С. 70-72.

6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2011. – 176 с.

 

. . . . . . .