Методические рекомендации для воспитателя центра помощи детям по организации процесса сопровождения
Методические рекомендации для воспитателя центра помощи детям по организации процесса сопровождения прибывших воспитанников на этапе адаптации
Автор: Малахова Алла Александровна
ГКУСО РО "Новочеркасский центр помощи детям № 1"
Воспитатель является ключевым субъектом сопровождения вновь прибывшего ребенка, поэтому он устанавливает контакт с ребенком, в период адаптации уделяет ему повышенное внимание. При организации взаимодействия с ребенком воспитатель использует индивидуальные формы с постепенным включением его в коллективную деятельность.
Обязательные формы, методы и приемы работы заключаются в следующем:
1. Установление контакта с ребенком, формирование чувства безопасности, доверия. Первое знакомство воспитателя с ребенком происходит во время помещения его в детский дом. Желательно сразу эмоционально поддержать ребенка, проявить заинтересованность им, снять страх пред неизвестным, успокоить, что все будет хорошо, вселить уверенность в том, что его здесь ждут, ему здесь будет безопасно. Последующую индивидуальную беседу необходимо проводить в непринужденной обстановке (на прогулке, в комнате и т.д.)
2. Эмоциональная поддержка воспитанника. Основной акцент на этапе адаптации воспитатель делает на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого он использует такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, проявление нежности, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т.п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности и самоценности.
3. Первичное знакомство с группой, помощь в установлении взаимоотношений. Еще одним направлением работы воспитателя является помощь ребенку в установлении взаимоотношений с окружающими людьми. С этой целью организуются предварительные беседы с детьми группы о том, как необходимо встретить нового ребенка, как познакомиться с ним. Можно поручить кому-либо из детей сопровождать ребенка при освоении группового пространства. Необходимо подготовить детей группы и самого прибывшего воспитанника к коллективному творческому делу (КТД) «У нас - новенький!», на котором дети рассказывают новенькому об обычаях, правилах (законах), традициях детского дома и группы. На КТД «У нас новенький» можно продумать обряд посвящения, на котором воспитаннику дарят подарки-сюрпризы. Сам новенький так же готовит к этому дню самопрезентацию (воспитатель сам или с помощью детей и педагогов дополнительного образования помогает ему в этом). Проводятся игры на знакомство, и как говорят в последствии сами дети, им было намного легче знакомиться со сверстниками и взрослыми именно через игровые упражнения. Воспитатель включает ребенка в игровую и трудовую деятельность постепенно, оставаясь рядом, чтобы в любую минуту подстраховать его. В дальнейшем ребенка вводят в социальное взаимодействие, знакомя с правилами, нормами ролевых и реальных отношений, упражняя в этически ценных формах общения, обучая бесконфликтному поведению. В организации взаимодействия ребенка с окружающими воспитатель использует методы беседы, совместного наблюдения за деятельностью, показа игровых действий, моделирования, чтения художественной литературы, создания проблемных ситуаций, этюды и драматизации и др.
4. Организация жизнедеятельности ребенка в новых условиях Значительное место в содержании работы воспитателя по адаптации уделяется организации жизнедеятельности ребенка в новых условиях. Воспитатель регулирует режим дня ребенка, обучает навыкам самообслуживания, постепенно знакомит с требованиями, нормами, традициями группы, помогает ориентироваться в групповом пространстве: показывает расположение комнат, предметов, находящихся в этих комнатах, рассказывает о их назначении, учит пользоваться предметами обихода.
Для прибывших детей проводится экскурсия по детскому дому, по ходу которой они не только знакомятся с внутренним устройством учреждения, посещают интересные, значимые места (музей, медицинский кабинет, библиотеку, кабинеты специалистов службы и т.д.), но и встречаются с работающими здесь людьми. Воспитатель привлекает к проведению экскурсии детей группы или специальную группу гидов-экскурсоводов (активистов определенной зоны, помещения). Необходимо договориться и с педагогами, чтобы они нашли приятные и необходимые слова для «новеньких». Если таких детей прибывает сразу несколько, то есть смысл продумать сценарий данной экскурсии и обозначить роли каждого из задействованных лиц.
Более расширенное освоение пространства и традиций детского дома осуществляется через беседы, рассматривание фотографий, творческих работ воспитанников, экскурсии в музей и знакомство с историей развития детского дома, организацию общения с персоналом и старшими детьми, посещение концертов, утренников, досуговых мероприятий.
5. Побуждения в обращении к воспитателю. Воспитатель побуждает ребенка рассказывать о том, что его беспокоит, объясняет ему, где и как можно просить помощь. Одним из эффективных приемов является организация вечерних бесед под названием “Дневник событий дня”, где воспитатель и ребенок обсуждают, что хорошее происходило в течение дня, что плохое и как это можно исправить.
6. Принятие ребенком сложившейся ситуации и актуализация внутренних резервов ребенка при переживании стресса. Умение увидеть и подчеркнуть сильные стороны ребенка, предоставить ему возможность быть самим собой, позволяет обеспечить принятие ребенком сложившейся ситуации разлуки и актуализацию ресурсного состояния при переживании стресса. Подчеркивая самые незначительные достижения и успехи ребенка в деятельности, воспитатель формирует позитивное самоотношение ребенка и в какой-то мере восстанавливает его доверие к окружающему миру.
7. Помощь в стабилизации эмоционального фона. В период адаптации ребенок особо остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль психолога и воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состояния через систему специальных приемов и упражнений релаксационного и творческого характера, обучение навыкам снятия эмоционального и психологического напряжения, обучение стратегии реагирования в стрессовых ситуациях.
В некоторых случаях следует удерживаться от расспросов ребенка о его жизни в семье.
8. Выявление интересов и склонностей. Через беседы, диагностику, наблюдение воспитатель выявляет интересы и склонности ребенка. С этой целью он предлагает воспитаннику вместе с другими ребятами из группы сходить на кружки, спортивные секции и, приглядевшись, выбрать себе занятие по интересам. Конечно, из личного дела ребенка можно заранее узнать его склонности и скоординировать работу педагогов дополнительного образования соответствующего профиля.
9. Включение ребенка в социально-полезную деятельность. В период адаптации ребенок не принимает активное участие в мероприятиях группы и детского дома. Задача воспитателя – заинтересовать его в происходящих событиях, показать их целесообразность. Включение ребенка в социально-полезную деятельность осуществляется на завершающих этапах адаптации, когда стабилизируется эмоциональный фон и появляется интерес, инициатива и активность для участия в этой деятельности. Организация этого процесса происходит поэтапно: сначала ребенку дают небольшие индивидуальные поручения, затем постепенно организуется совместная деятельность с детьми.
10. Организация «ситуаций успешности», положительных переживаний ребенка. Воспитатель обращает внимание на закрепление положительных переживаний ребенка, связанных с успехом в деле на общую пользу, поддерживает стремление к проявлению инициативы и самостоятельности в освоенных видах деятельности. Важно специально создать «ситуации успешности», подобрав такой вид деятельности, где ребенок может проявить себя с выигрышной стороны.
11. Работа по принятию и выполнению норм коллективной жизни. Важно помочь ребенку почувствовать себя равноправным участником группового взаимодействия. Для этого воспитатель может индивидуально обучать ребенка деятельности, которой владеет большинство детей группы (например, игре в шашки), привлекать его к обсуждению общих проблем группы, спрашивать совета при принятии решения, касающегося группового взаимодействия.
12. В случаях дезадаптации и усложненной адаптации необходима совместная работа воспитателя с педагогом-психологом и социальным педагогом. Педагог-психолог организует индивидуальные занятия и консультации, направленные на снятие эмоционального и психологического напряжения, коррекцию поведения, обучает стратегиям реагирования в стрессовых ситуациях.