Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Особенности управления социально- психологическим климатом в педагогическом коллективе

Дата публикации: 2022-05-17 22:24:49
Статью разместил(а):
Корчагина Светлана Александровна

Особенности управления социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе

Автор: Корчагина Светлана Александровна

МДОУ "Детский сад "Рябинка", р.п. Новая Майна, Ульяновская область

 

Аннотация: В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры, особенностей управления социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: социально-психологический климат, кадровый срез, организационный срез, организационная культура.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Социально-психологический климат не является простым отражением формальных и неформальных структур коллектива, он возникает и формируется под воздействием множества факторов, связанных со спецификой внешней среды и характером взаимоотношений внутри коллектива. Несмотря на то, что климат возникает вне зависимости от желания членов группы, его совершенствование – постоянная практическая задача эффективного руководителя.

Создание благоприятного социально-психологического климата требует от него не только знаний и навыков стратегического управления, но и понимание психологии и поведения людей, находящихся у него в подчинении.

Социально-психологический климат во многом зависит от качественных характеристик, детерминирующих его появление и развитие. Последовательное изучение таких детерминант и факторов необходимо для разработки практических методик формирования и оптимизации социально-психологического климата в коллективе, который будет способствовать повышению эффективности труда и уровню удовлетворенности работников.

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние множество объективных и субъективных факторов, которые можно сгруппировать в зависимости от их отношению к коллективу:

- Факторы макросреды воздействуют на социально-психологический климат коллектива опосредовано, поскольку задают объективные условия его существования и функционирования, во многом не зависящие от воли членов группы. К ним следует относить экономическую стабильность общества, финансовое положение организации, развитость конкуренции, а также некоторые социальные компоненты, такие как отношение личности к качеству жизни, мобильность, обычаи и верования членов коллектива.

- Факторы микросреды охватывают отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности, и включают в себя: официальную и неофициальную структуру группы; характер руководства группы; социально-демографические, в том числе поло-возрастные особенности членов группы; их численность; особенности управления и самоуправления.

Отследить факторы микросреды, в значительной степени определяющие формирование и развитие социально-психологического климата коллектива, возможно также через отдельные аспекты организационной культуры, к числу которых относятся кадровый и организационный срезы.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

- взаимодействие руководителей и подчиненных;

- психологический отбор, наем, обучение и продвижение кадров;

- оценка результатов труда, материальное и психологическое стимулирование членов коллектива;

- создание и поддержание отношений между работниками путем проведения мероприятий и тренингов и т.п.

Организационный срез включает:

- коммуникационные процессы;

- организационные структуры;

- формальные и неформальные нормы, правила, процедуры;

- распределение прав и ответственности в коллективе;

- иерархию подчинения и стиль руководства.

Факторы микросреды напрямую связаны с физическим микроклиматом и санитарно-гигиеническими условиями труда в организации. На благоприятную психологическую атмосферу в коллективе могут повлиять достойные санитарно-гигиенические условия, порядок и чистота в помещении, оптимальное расположения рабочих мест, которые позволяют снизить временные затраты, связанные с организацией труда и коммуникацией между членами группы. Напротив – шум, жар, духота, беспорядок и плохая освещенность могут стать причиной низкой производительности, неудовлетворенности и раздражительности в коллективе, что неизбежно приводит к росту числа конфликтов.

К организационным и психологическим факторам микросреды можно отнести следующие обстоятельства:

·     Удовлетворенность членов коллектива работой;

·     Характер и восприятие выполняемой ими деятельности;

·     Уровень и особенности организации совместной деятельности;

·     Психологическая совместимость членов коллектива;

·     Характер коммуникации;

·     Стиль руководства.

Удовлетворенность работой играет значительную роль в формировании социально-психологического климата, поскольку демонстрирует отношения членов коллектива к выполняемой ими деятельности. Соответствие работы профессиональным компетенциям и психологическому потенциалу личности способствует ее наиболее быстрому росту и развитию, а также благотворно отражается на показателях эффективности труда всего коллектива в целом.

Удовлетворенность работой во многом связана с характером деятельности, влияющим на ее восприятие. Монотонность труда, как и осуществление его в условиях стресса и неопределённости не способствует формированию благоприятного социального-психологического климата.

Формальная структура группы, а также локальные правовые акты, определяющие объем полномочий и порядок их реализации, закалывают основы организации совместной деятельности коллектива. Чем четче и понятнее эта структура, тем меньше конфликтных ситуации возникает в коллективе в процессе достижения поставленных перед ним целей.

Характер коммуникации тесно связан с информированностью членов группы по важным для них вопросам, он также может носить формальную и неформальную область общения. Отсутствие полной и точной информации может породить разногласия в коллективе, создать благотворную почву для возникновения слухов и сплетен.

Таким образом, организация, как фактор социально психологического климата, формирует функциональную структуру горизонтальных и вертикальных связей.

Как видно из вышесказанного, формирование и изменение социально-психологического происходит под влиянием множества факторов, учесть которые в полном объеме невозможно.

Организационная культура оказывает существенное влияние на внутреннюю жизнь коллектива. Как видно из вышесказанного, Э. Шейн особое внимание в системе факторов, формирующих культуру, уделяет образу руководителя, его профессиональным и личностным качествам. Несмотря на то, что нормы, правила и настроения, которые создаются на низовом уровне естественно, легче воспринимаются и усваиваются коллективом, умелый руководитель способен корректировать социально-психологический климат группы с помощью различных психологических приемов. Он выполняет роль дирижёра, упорядочивающего и структурирующего индивидуальные и коллективные интересы в группе.

 

. . . . . . .