Особенности управления социально- психологическим климатом в педагогическом коллективе
Особенности управления социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе
Автор: Корчагина Светлана Александровна
МДОУ "Детский сад "Рябинка", р.п. Новая Майна, Ульяновская область
Аннотация: В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры, особенностей управления социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе.
Ключевые слова: социально-психологический климат, кадровый срез, организационный срез, организационная культура.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
Социально-психологический климат не является простым отражением формальных и неформальных структур коллектива, он возникает и формируется под воздействием множества факторов, связанных со спецификой внешней среды и характером взаимоотношений внутри коллектива. Несмотря на то, что климат возникает вне зависимости от желания членов группы, его совершенствование – постоянная практическая задача эффективного руководителя.
Создание благоприятного социально-психологического климата требует от него не только знаний и навыков стратегического управления, но и понимание психологии и поведения людей, находящихся у него в подчинении.
Социально-психологический климат во многом зависит от качественных характеристик, детерминирующих его появление и развитие. Последовательное изучение таких детерминант и факторов необходимо для разработки практических методик формирования и оптимизации социально-психологического климата в коллективе, который будет способствовать повышению эффективности труда и уровню удовлетворенности работников.
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние множество объективных и субъективных факторов, которые можно сгруппировать в зависимости от их отношению к коллективу:
- Факторы макросреды воздействуют на социально-психологический климат коллектива опосредовано, поскольку задают объективные условия его существования и функционирования, во многом не зависящие от воли членов группы. К ним следует относить экономическую стабильность общества, финансовое положение организации, развитость конкуренции, а также некоторые социальные компоненты, такие как отношение личности к качеству жизни, мобильность, обычаи и верования членов коллектива.
- Факторы микросреды охватывают отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности, и включают в себя: официальную и неофициальную структуру группы; характер руководства группы; социально-демографические, в том числе поло-возрастные особенности членов группы; их численность; особенности управления и самоуправления.
Отследить факторы микросреды, в значительной степени определяющие формирование и развитие социально-психологического климата коллектива, возможно также через отдельные аспекты организационной культуры, к числу которых относятся кадровый и организационный срезы.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
- взаимодействие руководителей и подчиненных;
- психологический отбор, наем, обучение и продвижение кадров;
- оценка результатов труда, материальное и психологическое стимулирование членов коллектива;
- создание и поддержание отношений между работниками путем проведения мероприятий и тренингов и т.п.
Организационный срез включает:
- коммуникационные процессы;
- организационные структуры;
- формальные и неформальные нормы, правила, процедуры;
- распределение прав и ответственности в коллективе;
- иерархию подчинения и стиль руководства.
Факторы микросреды напрямую связаны с физическим микроклиматом и санитарно-гигиеническими условиями труда в организации. На благоприятную психологическую атмосферу в коллективе могут повлиять достойные санитарно-гигиенические условия, порядок и чистота в помещении, оптимальное расположения рабочих мест, которые позволяют снизить временные затраты, связанные с организацией труда и коммуникацией между членами группы. Напротив – шум, жар, духота, беспорядок и плохая освещенность могут стать причиной низкой производительности, неудовлетворенности и раздражительности в коллективе, что неизбежно приводит к росту числа конфликтов.
К организационным и психологическим факторам микросреды можно отнести следующие обстоятельства:
· Удовлетворенность членов коллектива работой;
· Характер и восприятие выполняемой ими деятельности;
· Уровень и особенности организации совместной деятельности;
· Психологическая совместимость членов коллектива;
· Характер коммуникации;
· Стиль руководства.
Удовлетворенность работой играет значительную роль в формировании социально-психологического климата, поскольку демонстрирует отношения членов коллектива к выполняемой ими деятельности. Соответствие работы профессиональным компетенциям и психологическому потенциалу личности способствует ее наиболее быстрому росту и развитию, а также благотворно отражается на показателях эффективности труда всего коллектива в целом.
Удовлетворенность работой во многом связана с характером деятельности, влияющим на ее восприятие. Монотонность труда, как и осуществление его в условиях стресса и неопределённости не способствует формированию благоприятного социального-психологического климата.
Формальная структура группы, а также локальные правовые акты, определяющие объем полномочий и порядок их реализации, закалывают основы организации совместной деятельности коллектива. Чем четче и понятнее эта структура, тем меньше конфликтных ситуации возникает в коллективе в процессе достижения поставленных перед ним целей.
Характер коммуникации тесно связан с информированностью членов группы по важным для них вопросам, он также может носить формальную и неформальную область общения. Отсутствие полной и точной информации может породить разногласия в коллективе, создать благотворную почву для возникновения слухов и сплетен.
Таким образом, организация, как фактор социально психологического климата, формирует функциональную структуру горизонтальных и вертикальных связей.
Как видно из вышесказанного, формирование и изменение социально-психологического происходит под влиянием множества факторов, учесть которые в полном объеме невозможно.
Организационная культура оказывает существенное влияние на внутреннюю жизнь коллектива. Как видно из вышесказанного, Э. Шейн особое внимание в системе факторов, формирующих культуру, уделяет образу руководителя, его профессиональным и личностным качествам. Несмотря на то, что нормы, правила и настроения, которые создаются на низовом уровне естественно, легче воспринимаются и усваиваются коллективом, умелый руководитель способен корректировать социально-психологический климат группы с помощью различных психологических приемов. Он выполняет роль дирижёра, упорядочивающего и структурирующего индивидуальные и коллективные интересы в группе.