Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 7-8 классов "Мой край - моя культура"

Дата публикации: 2022-05-31 11:37:48
Статью разместил(а):
Мингалиева Гельфения Мизбаховна

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 7-8 классов "Мой край - моя культура"

Автор: Мингалиева Гельфения Мизбаховна

ГБОУ "СОШ", с. Русская Васильевка, Самарская область

 

I. Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и методическими материалами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ МОН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования»;

- Основная образовательная программа основного общего образования, составленная на основе Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15), утвержденная приказом директора ГБОУ "СОШ" с. Русская Васильевка от 02.09.2015 № 2/1;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996;

- Концепция воспитания обучающихся Самарской области, утвержденная распоряжением  МОНСО № 151-р от 12.02.2021

- Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ту «О внеурочной деятельности»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №09-1672 от 18.08.2017 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

- Программа воспитания ГБОУ "СОШ" с. Русская Васильевка;

- А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников». М.: Просвещение, 2010.

Назначение  и актуальность программы.

Программа «Мой край - моя культура» способствует решению актуальных задач современности в области  воспитания. Утвержденная Правительством Российской Федерации «Стратегия развития воспитания на период до 2025 года» определяет  приоритеты государственной политики в области воспитания, одними из ключевых направлений Стратегии являются:

- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

- развитие культуры межнационального общения, формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям …

- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей.

«Концепции воспитания обучающихся Самарской области» - ключевой нормативный документ, регламентирующий воспитательную деятельность Самарской области, также исключительное значение отводит «духовно-нравственной консолидации общества, утверждению многообразия культур и народов, утверждению межэтнического мира и согласия». В Концепции говорится «... в условиях полиэтнического, поликультурного, поликонфессионального Самарского региона становление и образование человека не может происходить вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития … Уникальная история и культурный потенциал Самарского региона должны выступать в качестве основы воспитания молодого поколения».

В нашем образовательном учреждении обучаются дети трех национальностей: русские, чуваши, татары, которые представлены  приблизительно в равном количественном соотношении. Дети проживают в пяти населенных пунктах, каждый из которых имеет богатую историю, своеобразную культуру. Воспитание терпимости к представителям других народов, готовность и способность вести диалог с другими людьми, осознание своей идентичности с российской многонациональной культурой является  актуальной задачей воспитательной системы образовательной организации, частью которой является реализация программы внеурочной деятельности «Мой край – моя культура».

Таким образом, актуальность программы обусловлена государственным заказом на качество воспитания. Программа реализует задачи  государственной политики в области воспитания, одним из которых является  формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа.

Программа направлена на воспитание у учащихся чувства гордости за свою родину, земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.  Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия  изучаемых процессов и явлений, имеет огромную воспитательную ценность, культурную значимость. Содержание программы «Мой край-моя культура» отражает комплексный,  системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём  многообразии: истории края, этнографии, топонимики, культуры.

Цель программы: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, семьи.

Задачи программы:

- способствовать расширению  знаний об истории, топонимике родного края, о культуре  и народах, проживающих на территории малой родины;

-  развитие культуры межнационального общения,  формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

- способствовать воспитанию таких качеств как патриотизм, любовь к людям, толерантное отношение к людям разных национальностей, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме: патриотизм, уважение к Отечеству, идентичность с территорией, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа).

- осознание своей идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей других народов;

- уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира,

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 

Метапредметными результатами изучения программы внеурочной деятельности «Мой край - моя культура» является сформированность у детей универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

Содержание программы.

Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы «Мой край-моя культура». Понятие «родной край», «родина», «отечество», «семья», «культура».

Топонимика моего края.

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Самарской области. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Кошкинского района. Работа со словарями топонимов. Экскурсия по изучению местных названий.Топонимы малой родины. Исследовательская работа по объяснению некоторых местных топонимов: названия родников, колодцев, улиц. Легенды и предания. Чтение легенд и преданий о Самарском крае.

Мой край – частица России.

Край, в котором мы живем. Географическое положение Самарской области. Знакомство с символикой Самарской области, с символикой  Кошкинского района. Проектная деятельность «Из истории моего села». Поиск информации об истории сел Русская Васильевка, Тенеево, Новое Фейзулово,  Мамыково. Работа с информацией. Защита проекта.

Моя семья живёт в селе.

Понятия «семья», «родословная». Семейные династии села. Происхождение фамилий. Творческий  вечер «Старая фотография рассказала …». Проектная работа «История моей семьи», «Гордость семьи», «Семейная реликвия» (на выбор). Конкурс презентаций «Загляните в семейный альбом»

Народы моего края.

Знакомство с национальностями, проживающими на территории сельского поселения Русская Васильевка. Национальные объединения чуваш, татар. Периодические издания на чувашском и татарском языках. Заочная экскурсия в «Дом Дружбы народов» (г. Самара). Экскурсия в администрацию сельского поселения Русская Васильевка.Работа со статистическим материалом. Проектная работа «Я представитель … (своего) народа», «Таланты малой родины» (на выбор). Подготовка литературно-музыкальной композиции. Оформление выставки «Национальные костюмы». Проведение общешкольного праздника 

Тематическое планирование:

п/п

Тема занятия

Общее количество

часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий в т.ч. практических

1

Введение.

1

1

 

2

Мой край – частица России  

10

4

6

3

Топонимика моего края

3

1

2

4

«Моя семья живёт в селе»

10

4

6

5

Народы моего края

10

4

6

 

Итого часов

34

14

20

 

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

• представление коллективного результата группы обучающихся;

• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

• качественная и количественная оценка эффективности  реализации  программы на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

Особенностями системы оценки достижения результатов программы внеурочной деятельности являются:

- комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности  (метапредметных, личностных и предметных результатов);

- использование планируемых результатов освоения  программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- уровневый подход к  оценке достижения планируемых результатов .

Формы подведения итогов:

- проведение конференции по итогам краеведческих исследований,

- участие в различных конкурсах краеведческой направленности,

- выпуск газеты по результатам краеведческой деятельности,

- фотовыставка,

- участие в научно-практических конференциях. 

 

Календарно-тематическое планирование:

Раздел и тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

 

С чего начинается Родина 

 

 

1

Введение. С чего начинается Родина

1

Работа над понятиями «родина», «отечество», «край», «семья», «культура»

 

Мой край –частица России

10

 

2

Самарская область – частица России.

1

Самарская область-субъект РФ: географическое положение, размеры территории, население, органы власти. Знакомство с символикой Самарской области.

3

Кошкинский район – частица Самарской области

1

Муниципальные районы Самарской области. Кошкинский район: географическое положение, размеры территории, органы власти.  Знакомство с символикой Кошкинского района

4

Сельское поселение «Русская Васильевка»

1

Географическое положение, размеры территории, органы власти. Состав.

5-9

Проектная деятельность «Из истории моего села»

5

Структура проектной работы. Выбор тем проектной работы.

Знакомство с историями сел: изучение литературы.

Поиск информации об истории сел Русская Васильевка, Тенеево, Новое Фейзулово. Экскурсия.

10

Защита проектов

2

Защита проектов

 

Топонимика моего края 

3

 

11

Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях.

1

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Самарской области.

Работа со словарями топонимов.

12

Происхождение и объяснение н топонимов Кошкинского района

1

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Кошкинского района

Работа со словарями топонимов.

13

Экскурсия по изучению местных названий «Топонимы малой родины»

1

Встреча со старожилами села. Происхождение названий улиц, колодцев, переулков и т.д. 

 

История моей семьи в истории малой родины 

10

 

14-15

Семейные династии села. 

2

Семья, родословная, генеалогическое древо.  Семейные династии села. Происхождение фамилий.

Знакомство с материалами фонда научно-исследовательских работ обучающихся школы по данной теме. (организация выступления авторов работ) 

16-17

Творческий  конкурс «Старая фотография рассказала …» 

2

Конкурс на лучший   рассказ по  сюжету  старой фотографии из семейного альбома, связанного с историей  Родины (малой Родины) 

18-21

Проект «Семейные династии села …» или «История моей семьи в истории малой родины» (на выбор) 

4

Работа над проектом 

22-23

Защита проектов

2

Защита проектов

24-25

Конкурс презентаций «Загляните в семейный альбом»

2

Подготовка к конкурсу. Презентация работ

 

Народы моего края

10

 

26-27

Народы, проживающие на территории Самарской

области.

2

Национальные объединения чуваш, татар, русских. Периодические издания на чувашском и татарском языках. Заочная экскурсия в «Дом Дружбы народов» (г. Самара)

28-29

Проектная работа «Я представитель …(своего) народа»

2

Знакомство с информацией о народе: численность, национальная одежда, национальная еда, традиции, обычаи, фольклор.

Экскурсия в администрацию сельского поселения Русская Васильевка.  Работа со статистическим материалом. Защита проекта.

30

Экскурсия в СДК

1

Музей предметов быта и национальных костюмов жителей села.

31

Фольклорный праздник «Дружба скрепленная веками»

3

Подготовка литературно-музыкальной композиции. Оформление выставки «Национальные костюмы».

Проведение общешкольного праздника 

32-34

Этнографическая  экскурсия в Кошкинский краеведческий музей

3

Этнографическая экскурсия в Кошкинский краеведческий музей

  

Литература:

1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2014.

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2016. 


. . . . . . .