Программа внеурочной деятельности для обучающихся 7-8 классов "Мой край - моя культура"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 7-8 классов "Мой край - моя культура"
Автор: Мингалиева Гельфения Мизбаховна
ГБОУ "СОШ", с. Русская Васильевка, Самарская область
I. Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и методическими материалами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МОН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Основная образовательная программа основного общего образования, составленная на основе Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15), утвержденная приказом директора ГБОУ "СОШ" с. Русская Васильевка от 02.09.2015 № 2/1;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996;
- Концепция воспитания обучающихся Самарской области, утвержденная распоряжением МОНСО № 151-р от 12.02.2021
- Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ту «О внеурочной деятельности»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №09-1672 от 18.08.2017 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
- Программа воспитания ГБОУ "СОШ" с. Русская Васильевка;
- А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников». М.: Просвещение, 2010.
Назначение и актуальность программы.
Программа «Мой край - моя культура» способствует решению актуальных задач современности в области воспитания. Утвержденная Правительством Российской Федерации «Стратегия развития воспитания на период до 2025 года» определяет приоритеты государственной политики в области воспитания, одними из ключевых направлений Стратегии являются:
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения, формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям …
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей.
«Концепции воспитания обучающихся Самарской области» - ключевой нормативный документ, регламентирующий воспитательную деятельность Самарской области, также исключительное значение отводит «духовно-нравственной консолидации общества, утверждению многообразия культур и народов, утверждению межэтнического мира и согласия». В Концепции говорится «... в условиях полиэтнического, поликультурного, поликонфессионального Самарского региона становление и образование человека не может происходить вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития … Уникальная история и культурный потенциал Самарского региона должны выступать в качестве основы воспитания молодого поколения».
В нашем образовательном учреждении обучаются дети трех национальностей: русские, чуваши, татары, которые представлены приблизительно в равном количественном соотношении. Дети проживают в пяти населенных пунктах, каждый из которых имеет богатую историю, своеобразную культуру. Воспитание терпимости к представителям других народов, готовность и способность вести диалог с другими людьми, осознание своей идентичности с российской многонациональной культурой является актуальной задачей воспитательной системы образовательной организации, частью которой является реализация программы внеурочной деятельности «Мой край – моя культура».
Таким образом, актуальность программы обусловлена государственным заказом на качество воспитания. Программа реализует задачи государственной политики в области воспитания, одним из которых является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа.
Программа направлена на воспитание у учащихся чувства гордости за свою родину, земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия изучаемых процессов и явлений, имеет огромную воспитательную ценность, культурную значимость. Содержание программы «Мой край-моя культура» отражает комплексный, системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии: истории края, этнографии, топонимики, культуры.
Цель программы: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, семьи.
Задачи программы:
- способствовать расширению знаний об истории, топонимике родного края, о культуре и народах, проживающих на территории малой родины;
- развитие культуры межнационального общения, формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- способствовать воспитанию таких качеств как патриотизм, любовь к людям, толерантное отношение к людям разных национальностей, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме: патриотизм, уважение к Отечеству, идентичность с территорией, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа).
- осознание своей идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей других народов;
- уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира,
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметными результатами изучения программы внеурочной деятельности «Мой край - моя культура» является сформированность у детей универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
Содержание программы.
Вводное занятие.
Цели, задачи и содержание программы «Мой край-моя культура». Понятие «родной край», «родина», «отечество», «семья», «культура».
Топонимика моего края.
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Самарской области. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Кошкинского района. Работа со словарями топонимов. Экскурсия по изучению местных названий.Топонимы малой родины. Исследовательская работа по объяснению некоторых местных топонимов: названия родников, колодцев, улиц. Легенды и предания. Чтение легенд и преданий о Самарском крае.
Мой край – частица России.
Край, в котором мы живем. Географическое положение Самарской области. Знакомство с символикой Самарской области, с символикой Кошкинского района. Проектная деятельность «Из истории моего села». Поиск информации об истории сел Русская Васильевка, Тенеево, Новое Фейзулово, Мамыково. Работа с информацией. Защита проекта.
Моя семья живёт в селе.
Понятия «семья», «родословная». Семейные династии села. Происхождение фамилий. Творческий вечер «Старая фотография рассказала …». Проектная работа «История моей семьи», «Гордость семьи», «Семейная реликвия» (на выбор). Конкурс презентаций «Загляните в семейный альбом»
Народы моего края.
Знакомство с национальностями, проживающими на территории сельского поселения Русская Васильевка. Национальные объединения чуваш, татар. Периодические издания на чувашском и татарском языках. Заочная экскурсия в «Дом Дружбы народов» (г. Самара). Экскурсия в администрацию сельского поселения Русская Васильевка.Работа со статистическим материалом. Проектная работа «Я представитель … (своего) народа», «Таланты малой родины» (на выбор). Подготовка литературно-музыкальной композиции. Оформление выставки «Национальные костюмы». Проведение общешкольного праздника
Тематическое планирование:
№ п/п |
Тема занятия |
Общее количество часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеаудиторных занятий в т.ч. практических |
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
2 |
Мой край – частица России |
10 |
4 |
6 |
3 |
Топонимика моего края |
3 |
1 |
2 |
4 |
«Моя семья живёт в селе» |
10 |
4 |
6 |
5 |
Народы моего края |
10 |
4 |
6 |
|
Итого часов |
34 |
14 |
20 |
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:
• представление коллективного результата группы обучающихся;
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
• качественная и количественная оценка эффективности реализации программы на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Особенностями системы оценки достижения результатов программы внеурочной деятельности являются:
- комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности (метапредметных, личностных и предметных результатов);
- использование планируемых результатов освоения программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к оценке достижения планируемых результатов .
Формы подведения итогов:
- проведение конференции по итогам краеведческих исследований,
- участие в различных конкурсах краеведческой направленности,
- выпуск газеты по результатам краеведческой деятельности,
- фотовыставка,
- участие в научно-практических конференциях.
Календарно-тематическое планирование:
№ |
Раздел и тема |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности |
|
С чего начинается Родина |
|
|
1 |
Введение. С чего начинается Родина |
1 |
Работа над понятиями «родина», «отечество», «край», «семья», «культура» |
|
Мой край –частица России |
10 |
|
2 |
Самарская область – частица России. |
1 |
Самарская область-субъект РФ: географическое положение, размеры территории, население, органы власти. Знакомство с символикой Самарской области. |
3 |
Кошкинский район – частица Самарской области |
1 |
Муниципальные районы Самарской области. Кошкинский район: географическое положение, размеры территории, органы власти. Знакомство с символикой Кошкинского района |
4 |
Сельское поселение «Русская Васильевка» |
1 |
Географическое положение, размеры территории, органы власти. Состав. |
5-9 |
Проектная деятельность «Из истории моего села» |
5 |
Структура проектной работы. Выбор тем проектной работы. Знакомство с историями сел: изучение литературы. Поиск информации об истории сел Русская Васильевка, Тенеево, Новое Фейзулово. Экскурсия. |
10 |
Защита проектов |
2 |
Защита проектов |
|
Топонимика моего края |
3 |
|
11 |
Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. |
1 |
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Самарской области. Работа со словарями топонимов. |
12 |
Происхождение и объяснение н топонимов Кошкинского района |
1 |
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов Кошкинского района Работа со словарями топонимов. |
13 |
Экскурсия по изучению местных названий «Топонимы малой родины» |
1 |
Встреча со старожилами села. Происхождение названий улиц, колодцев, переулков и т.д. |
|
История моей семьи в истории малой родины |
10 |
|
14-15 |
Семейные династии села. |
2 |
Семья, родословная, генеалогическое древо. Семейные династии села. Происхождение фамилий. Знакомство с материалами фонда научно-исследовательских работ обучающихся школы по данной теме. (организация выступления авторов работ) |
16-17 |
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала …» |
2 |
Конкурс на лучший рассказ по сюжету старой фотографии из семейного альбома, связанного с историей Родины (малой Родины) |
18-21 |
Проект «Семейные династии села …» или «История моей семьи в истории малой родины» (на выбор) |
4 |
Работа над проектом |
22-23 |
Защита проектов |
2 |
Защита проектов |
24-25 |
Конкурс презентаций «Загляните в семейный альбом» |
2 |
Подготовка к конкурсу. Презентация работ |
|
Народы моего края |
10 |
|
26-27 |
Народы, проживающие на территории Самарской области. |
2 |
Национальные объединения чуваш, татар, русских. Периодические издания на чувашском и татарском языках. Заочная экскурсия в «Дом Дружбы народов» (г. Самара) |
28-29 |
Проектная работа «Я представитель …(своего) народа» |
2 |
Знакомство с информацией о народе: численность, национальная одежда, национальная еда, традиции, обычаи, фольклор. Экскурсия в администрацию сельского поселения Русская Васильевка. Работа со статистическим материалом. Защита проекта. |
30 |
Экскурсия в СДК |
1 |
Музей предметов быта и национальных костюмов жителей села. |
31 |
Фольклорный праздник «Дружба скрепленная веками» |
3 |
Подготовка литературно-музыкальной композиции. Оформление выставки «Национальные костюмы». Проведение общешкольного праздника |
32-34 |
Этнографическая экскурсия в Кошкинский краеведческий музей |
3 |
Этнографическая экскурсия в Кошкинский краеведческий музей |
Литература:
1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2014.
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2016.