Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Социализация личности ребёнка

Дата публикации: 2022-11-30 17:59:44
Статью разместил(а):
Сёмушкина Анна Васильевна

Социализация личности ребёнка

Автор: Сёмушкина Анна Васильевна

 

Одним из центральных понятий социальной педагогики является «социализация личности», которая трактуется как процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром.

Социализация (лат. socius – товарищ, компаньон, соучастник) – двухсторонний процесс: с одной стороны, человек усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; с другой стороны, он не только обогащается социальным опытом, но и активно воспроизводит систему социальных связей, реализует себя как личность, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах. Педагогический аспект социализации личности ребенка, который рассматривается в моей работе, не может изучаться изолированно и тесно переплетается с другими аспектами этой проблемы.

В социальном плане процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. «От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит формирование, с одной стороны, способности социальной организации влиять на личность, с другой – способности личности поддаваться влиянию других людей.

В социализации ребенка можно выделить две фазы. Первая фаза – социальная адаптация – означает приспособление ребенка к социально – экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности  общества, к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая фаза – интериоризация – это процесс включения  социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных норм, ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней.

Социализация выступает как сложный противоречивый процесс усвоения детьми многообразных интересов, которые образуют важный элемент их социального содержания. Каждый ребенок обладает своей системой интересов, которые в его жизни и социальном развитии выполняют две важные функции: во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающими его к определенным действиям и поступкам; во-вторых, сцепляют его с обществом, с классом, с другими людьми.

Если философы рассматривают социализацию как проблему, связанную с совершенствованием социальных отношений, то психологи характеризуют это явление  с позиции развития личности. «Особую роль, - считает Д.И. Фельдштейн, - приобретают отношения «ребенок – общество». Во всем многообразии таких отношений можно выделить два главных, но разных типа. В первом случае актуализируется оценка себя в обществе; во втором -  ребенок соотносит себя с обществом, при ориентации на общество, где оно выступает главным системообразующим моментом самоопределения.

Психологический смысл отношений, характеризующих поворот на себя в обществе, концентрируется в социальной позиции, условно обозначенной формулой «я в обществе», а ориентация ребенка  на общество выражается как «я и общество». В социальном развитии личности в зависимости от изменения позиции ребенка в обществе и по отношению к обществу фиксируются рубежи психического развития».

Р.С. Немов социализацию определяет как «… процесс усвоения  и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с ними в ходе решения тех или иных задач».

Как считает И.С. Кон, «… процесс социализации несводим к непосредственному воздействию индивидов. Социализация во многом зависит от социальной позиции индивида, от его места в определенной конкретной социальной структуре».

Интересны исследования Т.Н. Мальковской. Рассматривая социализацию как подготовку поколения к новому образу жизни, она считает, что социализация личности происходит под влиянием многих факторов, «важнейшими из которых являются: окружающая среда и система отношений между людьми. С одной стороны, это процесс организованный, с другой – стихийный. Отсюда два подхода  к процессу социализации: нормативный, задаваемый обществом, и деструктивный, реально существующий».

С педагогических позиций проблему социализации личности рассматривал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. В своей работе «Методика воспитания коллектива» он писал: «Процесс социализации является одной из важнейших предпосылок формирования той воспитательной силы  коллектива, о которой в педагогической литературе нередко приходится читать как о чем-то таком, что будто бы дается уже в готовом виде … А правильное включение в жизнь общества, правильная социализация возможны лишь тогда, когда человек сознательно стремится к гармонии собственного «Я» с интересами других людей, не только умеет, но и старается поступиться своими желаниями в интересах общего блага».

Большое внимание педагогическому аспекту социализации личности уделяли и уделяют  А.А. Болдаев, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик, В.А. Караковский.

В «Концепции воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (автор А.В. Мудрик, 1991) дается определение социализации, которое, на мой взгляд, в большей степени отражает его сущность: «Социализация – процесс двусторонний. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт». Соглашаясь в основном с данным подходом к социализации,  я считаю также, что, социализируясь, ребенок не только обогащается  опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Итак, педагогический аспект социализации заключается в том, что он предусматривает педагогическое влияние на личность с целью повышения эффективности формирования у нее социальной зрелости.

Воспитание – часть процесса социализации и представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включения в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности. Поэтому в своей работе с детьми я стараюсь создавать условия для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях.   

Процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных (институтов воспитания). Социальные взаимодействия, в которых происходит воспитание человека, можно представить в виде множества «цепочек».

Важнейшим компонентом воспитания является педагогически обоснованная цель. Какова же цель педагогической деятельности, направленной на социализацию личности подростка?

Исходя из сформированных идей и принципов такой целью, по моему мнению, является формирование у ребенка готовности  к социальным действиям, воспитание личности способной строить жизнь, достойную человека.

Данная цель носит общий характер. Целевое пространство достаточно широко, чтобы в него вошли самые разные личности. Цель приобретает реальный характер, когда разбивается на ряд конкретных задач. Для того чтобы задачи были обоснованными и вошли в целевое пространство, необходимо смоделировать личность ребенка как конечный продукт воспитательной деятельности.

Среди всех воздействий, которые влияют на процесс социализации ребенка, можно выделить:

- стихийные (этнокультурные, биологические);

- социально-регулируемые (правовые, информационные);

- педагогически регулируемые (проектирование социальных отношений, социальное взаимодействие, стимулирование социальной деятельности, социальная защита).

Последние и определяют педагогический компонент процесса социализации. Исходя из этого,  в работе с детьми воспитательные задачи я ставлю следующим образом:

· формирование гражданского самосознания, ответственности;

· формирование целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

· стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическому, этическому и культурному критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости;

· формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение и присвоение этих ценностей;

· формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

· формирование самосознания, становление активной жизненной позиции;

· формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

В любом цивилизованном обществе существует множество сфер социальных отношений: экономических, политических, духовных, носителем которых выступает человек, руководствуясь  в своем поведении убеждениями, взглядами, привычками. В каждом из перечисленных видов социальных отношений можно выделить те объекты, с которыми вступает в контакт ребенок. Поступки ребенка социально значимы: в них объективно отражается его отношение  к другим людям, к семье, к коллективу, к обществу. В силу того, что общество – это система определенных отношений, поведение человека будет или укреплять эту систему или разрушать ее. Именно поэтому существует необходимость формирования  у детей такого понятия как нравственные основы общения; воспитание таких качеств как вежливость, товарищество и дружба, честь и достоинство.

Детство, отрочество, молодость – период социального и нравственного созревания личности. Это время, когда человек вырабатывает свою нравственную ориентацию, задумывается над проблемами, решение которых подчас определит его дальнейший путь: в чем смысл жизни? К чему стремиться? Как выбирать друзей? Поэтому очень важно в этот период помочь детям разобраться, почему одно поведение одобряется обществом, а другое – осуждается? Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший – радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, инее знает об этом поступке? Кто создал правила человеческого поведения?

Каждый человек, где бы он ни жил, чем бы он ни занимался, вступает в самые разнообразные отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений, который ставит перед ребенок вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? – является мораль. Мораль дает ребенку возможность оценить поступки окружающих людей, понять себя и осмыслить, правильно ли он живет, как надо жить и к чему стремиться. Нормы морали  вырабатываются сознанием масс в процессе их практической жизнедеятельности. В жизни и развитии общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Моя задача придать ребенку  моральной стойкости, уверенности в себе. А для решения этой задачи в своей деятельности я широко применяю игровые технологии. Например, во внеурочной деятельности с ребятами у нас проходят:

- Ролевые игры «Кто есть кто», «Я и другие», «Семейный совет». Методика ролевой игры предусматривает  определение темы, назначение, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем  совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.

- Игровые методики  «Где прячется зло?», «Комплименты», «Со-творчество», «Волшебный стул», «В человеке все должно быть прекрасно …», «Кому больше всего надо?», «Авторитет». Одна из игровых методик носит название  «Час взаимных претензий».  Здесь ребята получают роли взрослых и детей. Далее, разбившись на два «лагеря», в течение некоторого времени они высказывают свои претензии друг другу, вынуждая другую сторону или опровергнуть, или принять выдвинутые обвинения. «Час взаимных претензий» очень эффективно развивает такие качества, как умение учитывать интересы другого, понимать мотивы его поступков.

Эффективность данной игровой методики заключается в том, что с одной стороны она показывает, какова степень демократической и организационно-политической зрелости подростка, уровень сформированности у них умений самим находить выход из положения, занимать принципиальную позицию, аргументировано отстаивать свою правоту, с другой стороны – в ходе разбора взаимных претензий путем преодоления разногласий у ребят формируются такие необходимые качества для сотрудничества, как самокритичность, уважение к чужому мнению, тактичность и др.

- Нравственные упражнения «Отвори волшебные двери добра и доверия», «Секретный разговор», «Звон тихого слова нежности», «Дело и видимость дела».

- Беседы и диспуты «Друзей много, да друг один», «Сленг: за и против», «Поговорим об ответственности», «Товарищество и дружба», «Выбор профессии – чье это дело?».

- Психологические практикумы «Мои достоинства и недостатки», «Я тоже была Чучелом», «Солгал раз – кто поверит в другой?», «Ты не один на свете» и др.

- Театрализованные споры, инсценировки различных ситуаций. В качестве примера театрализованного спора приведу игру «Поспорим с великими», включающую в себя серию высказываний цитат ученых, государственных деятелей, писателей, с которыми дети должны согласится или нет. Высказывать свое мнение и убедительно доказать его члены микрогрупп могут в различных формах: в виде «суда» над великими, пресс – конференции с ними, диспута, интервьюирования и т.д.

Такие формы работы позволяют помочь детям определить свое место среди сверстников, строить взаимоотношения с ними, формируют нравственные качества, умение адекватно оценивать свои поступки, стремление поступать согласно этическим нормам.

Мораль – не единственный способ регулирования поведения подростка в обществе. Ту же функцию выполняют нормы права, административные правила - установленные высшими органами власти правила поведения, т. е. они являются регулятором деятельности определенного социального института. И если моральные нормы опираются на силу обычая, авторитет общественного мнения  и внутренние убеждения личности, ее совесть, то нормы права, помимо доброй воли человека, всегда находят опору в государственном аппарате принуждения.

В связи с этим у меня в классе проходят вечера – встречи с юристом, инспектором по делам несовершеннолетних (ПДН), психологом. Темы встреч различны «Высший закон совести», «Быть посторонним? Такого права нет!», «Ты в ответе за себя», «Закон обо Мне и Мне о Законе», «От вредных привычек к пагубному пристрастию» и др.

В работе с детьми я стараюсь, как можно чаще, поднимать вопросы нравственности, поскольку нравственность пронизывает  все виды воспитания, придает им правильную социальную ориентацию. Цель моей работы, ориентированной на ребенка, можно сформулировать следующим образом: развивать позитивную «Я – концепцию»; стать более ответственным в действиях и поступках; стать более самоуверенным; выработать способность к самостоятельному принятию решения; овладеть навыками контроля; развивать навыки преодоления трудностей; обрести веру в самого себя.

Социализация личности предполагает  ее развитие во взаимодействии с окружающим миром. Только на основе человеческих контактов можно помочь ребенку. Важно позаботиться, чтобы для детей было создано пространство, в которое вошли бы все стороны их жизни: и учеба, и круг интересов с учетом возможностей, склонностей и способностей детей. Важно предоставить детям возможность попробовать себя в различных видах  деятельности для определения оптимальной сферы своих склонностей и способностей. Период детства характеризуется проявлением талантов. У внеурочной деятельности неисчерпаемые возможности  создания ситуации успеха для каждого ребенка, его самореализации, воспитания культурной одаренности.

Практика показывает, что применение игровых технологий является наиболее эффективным средством социализации личности ребенка. Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. В своей практике я использую разнообразные  формы воспитательной работы. Общение для детей очень значимо. Для того, чтобы уметь жить среди других людей, общаться с ними, человек уже в раннем детстве должен эмоционально переживать те фазы своего развития, которые сделают его способным к полноценному общению с другими людьми. Почти все формы досуга построены на общении детей. Особенно в этом плане важны игры.

Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность. Игра представляет собой серию творческих и познавательных конкурсов, цель которых дать возможность каждому ребенку показать свои возможности, способствовать сплочению коллектива.

Игровые формы по типу бывают: игры активного отдыха, интенсивного обучения (деловые, тренинги, обучающие и развивающие игры, компьютерные, интеллектуальные тесты), психологические игры (взаимодействия и подготовительные), коммуникативные (дискуссии, «мозговые атаки», деловые игры, сюжетно ролевые и др.), коллективные творческие дела и т.д. Выбор  той или иной игровой формы определяется как целями воспитания, так и конкретными обстоятельствами.

Из данного вышесказанного вытекает, что игра – очень широкое понятие. В своей работе я наибольшее внимание и предпочтение отдаю интеллектуальным играм и коллективному творческому делу.

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей ребенка, его ума. Цели, проведения интеллектуальных игр многообразны. Остановлюсь лишь на некоторых. Интеллектуальные игры помогают:

· проверить интеллектуальный уровень ребенка. Здесь допускаются вопросы на воспроизведение выученных сведений.

· расширить знания ребят.

· стимулируют самостоятельное изучение материала. Регулярное успешное проведение интеллектуальных игр не только дает детям множество дополнительных знаний, но и учит их самостоятельно их добывать.

· Развивают логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.

Это основные цели проведения, например, викторин. Для достижения поставленных целей важно особенно ответственно относится к подбору вопросов и заданий, а также к организации самой игры. Участие детей в интеллектуальных играх позволяет им приобрести опыт публичных выступлений, ведения дискуссии, стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.

Викторина – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Тестовые викторины являются простейшей формой интеллектуальной игры. Участники отвечают на вопросы и получают баллы. В совей практике я часто использую этот тип интеллектуальной игры. В классе проходят такие игры «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?», «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?» и др.

Сюжетные викторины – более интересное, с точки зрения внешних атрибутов, занятие. То есть включаются элементы театрализации, игра смотрится более живо, ярко и эмоционально. Примерами таких игр являются «Колесо истории», «Полундра», «Большие маневры».

Стратегия – форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий и поступков. В основе классификации стратегий лежит принцип доминирующего пути к успеху.

В боевой стратегии доминирующий путь лежит через правильное планирование уничтожения противника. Примером такой игры является авторская разработка игры «Стратегия», занявшая II место в областном конкурсе творческих проектов.

В ролевой – через наибольшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью. Прекрасной иллюстрацией может быть широко известная игра «Экспромт – театр», где тему спектакля выбирают сами участники непосредственно перед представлением.

Редкая интеллектуальная игра обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существует. Поэтому подбору и составлению вопросов необходимо подходить очень ответственно и серьезно.

Итак, игра, как средство воспитания выбрана мной не случайно. В процессе игры требования к детям становятся их требованиями к себе, а значит, активным средством воспитания и самовоспитания.

Игра – это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития.

Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества.

Игра – это сильнейшее средство социализации.

Кроме  игр большое место в моей работе с детьми занимают коллективная деятельность. КТД уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию детского возраста, действительно помогает наиболее успешному и безболезненному прохождению социализации ребенка.

У детей самая сильная тяга к общению «без формы», к обычным человеческим контактам. В этом мне помогают коллективные творческие дела.

Коллективное творческое дело имеет большое влияние, как на личность каждого человека, так и на весь детский коллектив. Это подтверждают результаты диагностики. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение  коллектива и формирование личности ребенка.

Моя работа строится по принципам коллективной творческой деятельности, предоставляя ребенку возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Кроме того, участие во внеурочной деятельности позволяет детям культурно отдохнуть, найти друзей, с пользой провести свободное время.

Одно из наиболее ярких проявлений системы КТД – соуправление и самоуправление. Через Советы дела, которые формируются для подготовки КТД, каждый может приобщиться  к управлению. Состав советов постоянно обновляется и представляет возможность участия каждому желающему попробовать свои силы.

Совет дела – это активные, заинтересованные люди, от которых зависит организация проведения КТД.

Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:

- участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;

- выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;

- деятельность Советов дел.

КТД – это верный путь соединения и создания детского коллектива на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию и становлению личности.

КТД – дело творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучшего решения жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах.

КТД – дело коллективное, потому что совершается вместе ребятами и педагогом.

Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает ребят и меня в нашем классе. И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу».

Итак, КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство, средство социализации личности ребенка.

Мне хотелось бы в завершении привести слова Януша Корчака, обращенные к своим ученикам, переадресовав их нашим ребятам: «Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем вам Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжелый труд, и каждый должен взять его на себя. Мы даем вам одно – даем стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда – нибудь будет, к жизни по правде и справедливости. И может это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви».

А вообще задача социализации детей должна быть общегосударственной. Как только в нашем обществе будет возведена на пьедестал ценность каждой отдельно взятой личности и уважение к ней, тогда молодым людям не будет необходимости спрашивать, насколько нужен миру любой из них – это будет изначально понятно. Но даже если пока сложно это сделать в масштабах государства, можно осуществить это хотя бы в рамках класса, учреждения, города.

Уважать достоинство ребенка, дать ему почувствовать себя значимым в семье, школе, клубе. И тогда он гораздо легче сможет адаптироваться в обществе.

 

. . . . . . .