Основы профессионально-педагогической компетентности современного педагога дополнительного образования
Основы профессионально-педагогической компетентности современного педагога дополнительного образования
Автор: Трушкова Ольга Анатольевна
МБОУ ДО “Центр развития творчества детей и юношества”, г. Чехов Московской области
Аннотация: В этой статье автор пишет о основах профессионально-педагогической компетентности современного педагога дополнительного образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
В наше быстротекущее, стремительное время, время новых открытий, нанотехнологий, постоянных преобразований в школе, в дополнительном образовании, как к педагогу, так и к ребёнку предъявляются высокие требования в освоении предлагаемых программ, а так же к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.
Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.
Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования.
Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.
Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:
· быть чутким и доброжелательным;
· понимать потребности и интересы детей;
· иметь высокий уровень интеллектуального развития;
· обладать широким кругом интересов и умений;
· быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
· быть активным;
· обладать чувством юмора;
· располагать творческим потенциалом;
· проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, а педагог по театру прежде всего должен быть классным актером.
Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.
Развитие профессиональной компетентности, целостный непрерывный процесс.
Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности .
Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах.
- Исследовательская деятельность.
- Освоение новых педагогических технологий.
- Различные формы педагогической поддержки.
- Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях.
- Обобщение собственного педагогического опыта.
- Использование ИКТ.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Термин компетенция, компетентность связан с необходимостью модернизации содержания образования.
Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев , Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:
- управленческий аспект: как педагог анализирует ,планирует, организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
- психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;
- педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.
К профессионально значимым качествам педагога относятся:
- педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;
- педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
- педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;
- педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу;
- педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.
Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.
Список литературы:
1. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: АПКиППРО, 2005.
2. Тлеубердиев Б.М., Рысбаева Г.А., Медетбекова Н.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10 – С. 47-50.