Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Основы профессионально-педагогической компетентности современного педагога дополнительного образования

Дата публикации: 2022-12-29 12:48:13
Статью разместил(а):
Трушкова Ольга Анатольевна

Основы профессионально-педагогической компетентности современного педагога дополнительного образования

Автор: Трушкова Ольга Анатольевна

МБОУ ДО “Центр развития творчества детей и юношества”, г. Чехов Московской области

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о основах профессионально-педагогической компетентности современного педагога дополнительного образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

В наше быстротекущее, стремительное время, время новых открытий, нанотехнологий, постоянных преобразований в школе, в дополнительном образовании, как к педагогу, так и к ребёнку предъявляются высокие требования в освоении предлагаемых программ, а так же к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка. 

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами: 

· быть чутким и доброжелательным; 

· понимать потребности и интересы детей; 

· иметь высокий уровень интеллектуального развития; 

· обладать широким кругом интересов и умений; 

· быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей; 

· быть активным; 

· обладать чувством юмора; 

· располагать творческим потенциалом; 

· проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, а педагог по театру прежде всего должен быть классным актером.

Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессиональной компетентности, целостный непрерывный процесс.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности . 

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. 

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в  воспитании учащихся. 

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. 

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. 

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: 

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах.
  2. Исследовательская деятельность.
  3. Освоение новых педагогических технологий.
  4. Различные формы педагогической поддержки.
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях.
  6. Обобщение собственного педагогического опыта.
  7. Использование ИКТ. 

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: 

  • самоанализ и осознание необходимости; 
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); 
  • самопроявление, анализ, самокорректировка. 

 Термин компетенция, компетентность связан с необходимостью модернизации содержания образования.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев , Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности: 

- управленческий аспект: как педагог анализирует ,планирует, организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися; 

- психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся; 

- педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

К профессионально значимым качествам педагога относятся: 

- педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии; 

- педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий; 

- педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач; 

- педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу; 

- педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности. 

Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение. 

 

Список литературы:

1. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: АПКиППРО, 2005.

2. Тлеубердиев Б.М., Рысбаева Г.А., Медетбекова Н.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10 – С. 47-50. 

 

. . . . . . .