Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с символами государства

Дата публикации: 2023-08-12 16:38:51
Статью разместил(а):
Заика Марина Яковлевна

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с символами государства

Автор: Заика Марина Яковлевна 

МБДОУ «Матрёно-Гезовский детский сад», Алексеевский г.о. Белгородской области

 

Аннотация: Патриотическое воспитание является одним из важнейших звеньев в системе воспитательной работы. Формирование отношения к Родине, к государству, в котором живёт человек, начинается с детства, поэтому патриотическое воспитание дошкольников – одна из самых актуальных задач современности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, символы государства.

 

В дошкольном возрасте необходимо формировать у ребёнка начало самосознания как члена семьи, гражданина села, города, региона, страны. В процессе знакомства с государственными символами: с гербом, флагом, гимном, нужно создать условия для формирования у детей патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

ФГОС ДО включает в себя область социально-коммуникативного развития, в которой основным направлением является формирование патриотических чувств с учётом возрастных особенностей, национальной культуры и традиции народа. Необходимо приобщать детей к изучению истории России, символов государства, к традиционным общечеловеческим ценностям, изучению своего языка, культуры, традиций, к ознакомлению с укладом жизни общества и законами. Очень важной задачей является воспитать ребёнка хорошим человеком, умеющим следовать добру, отличать его от зла, уважать старших, свою страну, проявлять заботу о младших, уметь сопереживать, сострадать, оказывать посильную помощь, быть щедрым, осознавать своё участие в жизни общества и стремление приносить пользу.

Государственные символы – это часть истории и культуры страны. Понимание уникальности и богатства культурных традиций играет огромную роль в формировании личности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе, уважение к истории своего Отечества, к символам нашего государства. Мы должны воспитывать достойного гражданина и настоящего патриота своей страны, хорошего человека!

У детей, начиная со старшего дошкольного возраста необходимо формировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего государству нужны флаг, герб, гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

Дошкольников мы ознакомили с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не только узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, но и понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими мы должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, воспитатель объяснил, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными, отважными, любить своих близких и свою Родину.

Следует отметить, что уже в детском саду ребята познакомились с текстом гимна нашей страны. Дети узнали много интересного об изображении герба, флага России, научились отличать их от символов других государств. Воспитанники распознают мелодию гимна среди других. В нашем детском саду ребята старше-подготовительной группы почти все выучили текст гимна. Каждую новую неделю мы начинали с исполнения гимна по желанию детей. Ребята чувствовали ответственность за хорошее исполнение, старались, гордились тем, что они живут в России. С воспитанниками важно проводить систематическую работу. Целесообразно обратиться к истории государственных символов страны. Такой подход отвечает современным направлениям в ознакомлении детей с окружающим миром.

Содержание элементарных исторических знаний должно быть доступно пониманию детей, но при этом иметь строго научную основу, что очень сложно. Дошкольник ещё не понимает политических или социально-экономических противоречий и споров, ему важно любить свою семью, родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе её государственными символами. Для моделирования развивающей среды в нашем детском саду мы использовали современные технологии: игровые, педагогической оценки поведения и поступков детей, здоровье сберегающие, ИКТ-технологии и другие. В ходе работы мы способствовали формированию у воспитанников представлений о гербе, флаге, гимне, их значимости в истории государства.

Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для детей в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой деятельности. Представление о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага более эффективно формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности. Особенно это актуально на предварительном этапе ознакомления с символами нашей страны.

Представления о цветах Российского флага, об изображении герба мы формировали не только при ознакомлении с окружающим миром, но и в процессе изобразительной деятельности, при изображении других символов нашей страны – белоствольной берёзки, матрёшки, при изучении народных костюмов, народного творчества, достопримечательностей, пейзажей городской или сельской тематики, например, с изображением административных зданий. При выполнении аппликаций, рассматривании изображений, иллюстраций книг и их чтении. В ходе дидактических игр мы упражняли в узнавании детьми изображения герба, флага России среди символов других государств.

В группе нашего дошкольного учреждения созданы условия для расширения представлений у детей о государственной символике России и Белгородской области. Важную роль в патриотическом воспитании детей играет и знакомство с главой государства и столицей России. В уголке, в рамках, расположены портреты президента России – В.В. Путина и губернатора нашей области В.В. Гладкова. Находятся изображения флага и герба, текст гимна России, а также флага и герба Белгородской области. В уголке родного края находится карта Белгородской области с символами районов и городских округов, карта Российской Федерации с государственными символами. Там же находятся книги и рисунки детей о Родном крае, селе.

У нас в детском саду есть необходимые материалы и техническое оснащение для проведения тематических бесед, игр, творческой деятельности, рассматривания иллюстраций, чтения книг, и для просмотра презентаций, видео, фотографий, и для прослушивания аудиозаписей. В ходе бесед, просмотра презентаций, видео ребята узнали о праздниках, например, День флага России, Белгородской области и других. Отметили, что флагами украшены особые здания в селе и в городе, улицы к празднованию торжественных, значимых для страны дат. Изображение герба дети нашли на монетах, паспорте гражданина России и других некоторых важных документах. С ними мы ознакомили детей при организации сюжетно-ролевых игр с участием взрослых. Такие игры у нас проводились в особые дни: День пограничников, День таможенников и другие. Мы с детьми и взрослыми организовали сюжетно-ролевые игры: «Что такое паспорт гражданина?», «На Российской границе», «На таможне», и другие. Ребята с большим интересом слушали воспитателя, с увлечением играли разные роли, старательно выполняли обязанности по игре, применяя на практике знания о символике государства.

При планировании работы с детьми следует учитывать рекомендации по патриотическому воспитанию, чтобы не нарушить закон. Также мы учитывали возрастные особенности детей и их творческий потенциал, что особенно важно при формировании ответственного и бережного отношения к изображению герба и флага, исполнению гимна. В режимных моментах и на музыкальных занятиях мы организовывали игру «Угадай мелодию», формировали у детей культуру восприятия гимна России, способность распознавания мелодии и исполнения. К концу учебного года дети осознанно, с гордостью, уважением, ответственно относясь к происходящему, стоя красиво (мальчики без головных уборов) могли молча слушать или исполнять хором гимн Российской Федерации, своей родной страны.

Мы побуждали детей к проявлению патриотических чувств через участие совместно с родителями в акциях: «Поздравление солдат с 23 февраля», «С 9 мая!», участие в митинге 9 мая, воспитанники вместе с сотрудниками детского сада приняли активное участие в организации флэш-мобов ко Дню России, Дню народного единства. Ребята активно принимали участие в творческих выставках: «День флага России», «День флага Белгородской области», совместно с родителями рисовали рисунки о родном крае, стране для других творческих выставок и конкурсов. Для повышения компетентности родителей по вопросам ознакомления дошкольников и их семей с государственными символами в рамках патриотического воспитания были организованы праздничные фотосессии, творческие выставки «Люби и знай свой Отчий край!», «Моя страна – Россия!», «Вперёд, Россия!», «Просторы Родины моей!», «Мелодии русской души».

Фотографии мероприятий, выставлены в социальных сетях, тематические экскурсии детей с воспитателем, детей с родителями, оформлены фотоколлажи, газеты, папки-передвижки, консультации для родителей.   Уважительное отношение взрослых в окружении ребёнка, в детском саду, в семье к символам государства, к истории России – важная составляющая патриотического воспитания дошкольников. Пример взрослых является одним из основных факторов формирования уважительного, бережного и ответственного отношения подрастающего поколения к государственным символам и истории России.

Для достижения наилучшего воспитательного эффекта необходима систематическая взаимодополняющая работа, образовательного учреждения, семьи. Важна преемственность традиций, важных общечеловеческих ценностей, передача из поколения в поколения примера уважения, бережного отношения, гордости к символам своей страны, к её народу, к её истории.

 

Список литературы:

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: Изд.-во ЦГЛ, 2005.

2. Жуковская Р.И. Родной край. М.: Просвещение, 1990.

3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007.  

4. Рякина И.В. Народные праздники. Екатеринбург: Изд-во Возякова, 2002.

5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.

. . . . . . .