Технология "ТИКО-моделирование" в ДОУ
Технология "ТИКО-моделирование" в ДОУ
Автор: Матвеева Светлана Викторовна
ГБДОУ "Детский сад №11 Невского района Санкт-Петербурга"
Развитие элементарных математических представлений в каждой образовательной организации является приоритетным направлением.
Современный ребенок – прирожденный изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в конструировании.
В 2018 году при ГБДОУ "Детский сад №11 Невского района Санкт-Петербурга" открылась студия ТИКО-моделирования "Школа папы Карло", где обучающиеся познакомились с развивающим конструктором "ТИКО" и начали углубленную работу по освоению технологии "ТИКО-моделирования".
ТИКО — это:
· Творчество;
· Интеллект;
· Командная работа;
· Оригинальность мышления.
Данная технология привлекла своей новизной и доступностью. ТИКО-конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.
Технология ТИКО-моделирования является инновационной технологией в линейке конструкторов нового поколения. Основная цель использования данной технологии – формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Педагогическая целесообразность использования технологии ТИКО-моделирования обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.
ТИКО-технология значима в свете внедрения ФГОС, так как:
· является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);
· позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры
· формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
· объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Играя с конструктором ТИКО, обучающиеся студии легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция), но и объемные (куб, призма, пирамида).
В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли окна, двери. Сконструировать можно бесконечное множество фигур: от коврика, стула, до космического корабля.
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.