Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Проектная деятельность, её сущность и значение для развития детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-08-29 21:48:35
Статью разместил(а):
Александрова Жанна Владимировна

Проектная деятельность, её сущность и значение для развития детей дошкольного возраста

Автор: Александрова Жанна Владимировна

ГБДОУ "Д/с 43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В статье говорится об использовании проектной деятельности в дошкольном образовании, раскрывающей индивидуальность, реализующей интересы и потребности развивающей личности дошкольника. Подробно рассмотрены виды, этапы проектной деятельности, последовательность работы педагога над проектом.

Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, дошкольники, ДОУ.

 

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Орга­низация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и твор­чество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих прин­ципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

О пользе применения метода проектной деятельности в образовательном процессе  говорит тот факт, что благодаря ему развиваются творческие и умственные способности ребенка, воспитываются такие качества, как самостоятельность, целеустремлённость, стремление к постоянному обогащению знаний о мире. Перед педагогом стоит непростая задача, а именно активизировать познавательную и творческую активность ребенка, способствовать формированию уверенности при выборе способа действия в различных ситуациях.

Целью проектной деятельности в дошкольной образовательной организации должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок. Значимость дошкольного периода обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходит общее физическое и психическое развитие ребёнка, которое впоследствии становится фундаментом для выбора им ценностных и нравственных ориентиров, для выстраивания отношений с окружающим миром и самим собой. Именно дошкольное детство является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов формирующейся личности.

Педагог, прежде всего, создаёт условия, мотивирующие ребенка на осуществление проектной деятельности, ситуацию успеха, где дошкольник будет активным субъектом, деятелем. В ходе такой работы дети проживают созданную ими ситуацию, испытывают положительные или отрицательные эмоции. Реализация проектной работы  дошкольного учреждения предполагает, что педагог, воспитатель должен овладеть технологией организации и проведения проектной деятельности, так как проектирование – это всегда совместное творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы.

Работа по созданию проекта начинается с определения темы, ее актуальности для современной действительности. Далее формулируется цель проекта, ставятся задачи, решается вопрос о материально-техническом оснащении и собственно осуществляется подготовка к реализации проекта и получению продукта проектной деятельности. Достижение поставленной цели оказывается возможным при совместной деятельности дошкольников с педагогом и родителями, важным условием является должное оснащение развивающей предметно-пространственной среды. На завершающем этапе воспитанники демонстрируют полученный результат, продукт деятельности.

Продуктами проекта могут быть макеты и модели, газеты выставки, альбомы, праздники, игры, книги, сделанные в совместной деятельности со взрослыми, проектная папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для реализации проектной деятельности особо важным является соблюдение правила, касающегося того, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Проектная деятельность дошкольников может быть познава­тельно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

Для детей младшего дошкольного возраста характерны не­большие по продолжительности и простые по результату продук­тивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.

Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятель­ность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

1. Погружение в проект.

Воспитатель формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи, вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. Дети осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.

2. Организация деятельности.

Воспитатель создает условия для самостоятельной деятельности детей, предлагает и организует: группы детей, распределяет роли, ответственность, планирование детской деятельности по решению задач проекта, формы презентации результатов, итогов работы. Дети распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов

3. Осуществление деятельности.

Воспитатель при косвенном участии при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует, деликатно контролирует, обогащает знания детей, повышает их эрудицию, репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. Дети активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности, консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления, ищут необходимые и недостающие знания, фантазируют, готовят презентацию.

4. Презентация результатов.

Воспитатель обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Дети демонстрируют: понимание проблемы, цели и задачи, умение планировать и осуществлять работу. Воспитатель поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.   

Подводя итоги сущности и значения проектной деятельности в современной дошкольной образовательной организации, необходимо сделать следующие выводы:

1. Использование в образовательном процессе метода проектной деятельности способствует всестороннему развитию воспитанников, позволяет им в дальнейшем успешно осваивать основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает полноценную адаптацию ребенка к школе.

2. Проектная деятельность активно влияет на формирование коммуникативных умений, которые необходимы как дошкольнику, так и учащимся школ. Умение слушать, грамотно излагать свои мысли, выстраивать диалог – важные качества современного успешного человека.

3. Проектная деятельность позволяет установить контакт между воспитателем и родителями своих воспитанников, а также сплотить близких друг другу людей единой целью, которая заложена в тематике проекта. На открытых мероприятиях, родители наблюдают достижения своих детей и сами становятся активными участниками образовательной деятельности.

4. Особенность проектной деятельности заключается в том, что она целиком выстраивается, исходя из интеллектуальных потребностей и интересов детей. Воспитанники самостоятельно выбирают тему проекта и разработают ее совместно с педагогом и родителями. Это создает мотивационный фон для познавательной активности ребенка, так как его деятельность реализуется не на принуждении, а на желании творить, исследовать, экспериментировать.

5. Проектная методология в дошкольном образовании интегрирует воспитательно-образовательный процесс и позволяет повысить самостоятельность, целеустремленность детей, способствует развитию творческого мышления, умственных способностей ребенка, инициирует в детях самостоятельный поиск информации об интересующих предметах и явлениях окружающего мира и использование этой информации для создания новых продуктов и объектов действительности.

Таким образом, в ходе организации и проведения проектной деятельности происходит взаимное обогащение всех участников образовательного процесса, расширяется кругозор, словарный запас, совершенствуется ораторское искусство, формируется целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, отрабатываются навыки поисковой деятельности.

 

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М: Мозаика-синтез, 2008г.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М: АРКТИ, 2005г.

3. Голуб Г.Б. Метод проектов. Самара: «Учебная литература», 2006г.

4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб: ООО «Детство-Пресс», 2011г.

 

. . . . . . .