Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

"Говорящая" среда в детском саду

Дата публикации: 2023-12-24 18:41:37
Статью разместил(а):
Абсаламова Гозель Абдулкеримовна

"Говорящая" среда в детском саду

Автор: Абсаламова Гозель Абдулкеримовна

 

«Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. В такой среде ребенок может приобрести разнообразный учебный опыт, проявить инициативность и самостоятельность, осознать собственную значимость, отличиться индивидуальностью, почувствовать себя в своем пространстве, ощутить свой вклад в общее дело.

Автором данной технологии является Юлия Илюхина. 

По мнению Юлии Валерьевны, и мы с ней согласны, ребёнку необходимо чувствовать себя хозяином в детском саду, где он проводит больше времени, чем в семье. Мы должны устранить все препятствия, мешающие ребенку пойти и спокойно взять то, что ему необходимо для творчества, для создания уголка, где он сможет побыть один, воспользоваться любой мебелью в группе и так далее. Поэтому мы не употребляем слово НЕЛЬЗЯ в условиях «говорящей» среды.

Мы в нашем саду уже используем данную технологию. С чего же мы начали?

В первую очередь мы обратили внимание на зонирование пространства, пересмотрели организацию центров активности. Для этого мы разделили среду на небольшие пространства для игры и занятий 3-5 детей. Как мы это сделали? С помощью мебели, ширм, секционных стоек, ковриков.

Следующий шаг - все надписи, полки, маркеры пространства, крепления для наглядности и демонстрации детских работ, установили на уровне глаз и рук детей. Все игры, игрушки, материалы для продуктивной деятельности теперь доступны детям и не требуют разрешения педагога действовать с ними.

Далее мы вместе с детьми наполнили центры признаками «говорящей» среды. Говорящая среда разделена на три группы предметов.

Первая группа – это присутствие в среде значимых для детей материалов, действующих краткосрочно. Они вносятся в среду в соответствии с темой недели, темой краткосрочного творческого или исследовательского проекта, значимых для детей продуктов самостоятельной творческой деятельности. Таких, как рисунки, аппликации, различные модели, макеты, постройки, выполненных ребенком как индивидуально, так и в команде со сверстниками, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором важен вклад каждого. 

В каждом центре должны присутствовать карты - схемы для организации индивидуальной исследовательской деятельности, карты - подсказки для организации индивидуальной творческой деятельности, дидактические игры, карточки - напоминалки для проверки своих знаний, созданные как руками взрослого, так и руками детей.

Необходимо предоставить ребенку возможность выбора в подготовке наглядных пособий, право выбора содержания образовательной  деятельности. Это очень важно для  формирования активной  гражданской позиции, когда человек может выбирать себе занятие по душе и нести ответственность за свой выбор.  

Первая группа краткосрочных элементов «говорящей» среды предусматривает большое количество продуктов детской деятельности.

Вторая группа элементов - это материалы, находящиеся в среде длительное время, которые превращают образовательное пространство в инструмент развития и обучения. К ним относятся: схемы - последовательности и картинки - напоминалки по формированию культурно-гигиенических навыков, навыков безопасной жизнедеятельности, по правилам поведения, ключевые слова, карты – подсказки, алгоритмы, определение своего эмоционального состояния, а также трафареты, обводилки и многое другое. 

Например, на входе в музыкальный зал можно увидеть расписание утренника, которое подготовили дети.

Третья группа признаков - это визуализация скрытых элементов среды. Чтобы не перегружать центры развития группы, большинство материалов убираются в контейнеры, которые подписываются. Сами центры активности  маркируются не только надписями, но и картинками для еще не читающих детей. Дети самостоятельно помечают свои игровые пространства, при этом место игры жестко не закреплено и может поменяться, если маркер повесить на другой крючок. Таким образом, уголок Стройка может оказаться в уголке Математика. Для ориентировки в пространстве группы и помещении детского сада используются маркеры-указатели. Некоторые из материалов представлены на выставке. 

Мы на практике убедились и можем уверенно сказать, что технология «говорящей» среды – актуальная форма работы, в ходе которой каждый ребенок получает максимум возможностей для своего личностного развития в деятельности. 

 

. . . . . . .