Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы "В гостях у мышки"

Дата публикации: 2024-01-21 12:17:13
Статью разместил(а):
Ярандайкина Марьяна Николаевна

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы "В гостях у мышки"

Автор: Ярандайкина Марьяна Николаевна

ГБДОУ «Детский сад № 42 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга»

 

Ключевые слова: речевое развитие, оригами, младший дошкольный возраст.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности: игровая, чтение (восприятие) художественной литературы, продуктивная, коммуникативная, двигательная.

Участники: дети средней группы (4-5 лет, воспитатель).

Цель: знакомство с буквой Ы.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомство со зрительным образом буквы Ы и формирование звукобуквенных связей.

2. Формирование элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.

3. Формирование навыков слогового анализа и синтеза.

Воспитательные: вызвать у детей положительный и эмоциональный отклик на правильно выполненные задания;

Развивающие:

1. Активизация слухового внимания.

2. Закреплять навыки правильного произношения.

3. Развивать осознание звуковой сторены речи.

Материал: карточки со словами (дым, осы, дом), домик для мышки большой, домик для ос маленький картонный, сыр, бусы, клипсы, банты, ленты, ягоды и т.д.; макеты или игрушки, аудиозапись различных шумов и скрипов, картинки (дыня, дым, лес, мак, мышь, осы, сыр), раскраски с буквой Ы, крупа (греча, рис, клей, карандаши, мелки.

Методические приемы: игровая ситуация (сюрпризный момент, беседа-диалог, познавательный рассказ воспитателя.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, у нас в группе кто-то спрятался. А что бы мы его нашли, оставил нам карточку- подсказку, вы можете прочитать слово, написанное на карточке. (Дети читают слово - Дом).

2. Основная часть.

1. Развитие слухового внимания.

Открывается дом.

Воспитатель: Кто-же спрятался в этом доме? Дети высказывают свои предположения.

(Включается аудио запись звуков.) 

Воспитатель: Какие звуки вы слышите? (писк, лай, скрип, шуршание) Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Прислушайтесь, кто там может пищать, шуршать, скрестись? (Мышь).

2. Развитие фонематического восприятия.

Из домика вылезает мышь: Да, я хозяйка в этом доме. Как здорово, что вы ко мне пришли ребята. Здравствуйте! Мне так скучно одной, будете со мной играть? Я люблю играть со звуками. Угадайте, какой у меня любимый звук? Я мыыышь, люблю сыыыр, и дыыырки.

Дети высказывают свои предположения.

Мышь: Правильно, это звук Ы. Давайте поиграем, вот у меня здесь картинки разные - одни со звуком Ы, вторые без. Нужно выбрать только те, в которых есть звук Ы.

Дети сначала называют картинки и начинают выбор с анализа каждого слова: сыыыр, там есть звук Ы, он тебе мышка подходит.

Слова: банты, бананы, цветы, кусты, мосты, коровы, вороны, бант, банан, куст и т.д.

3. Работа на интерактивной доске или на картинке (стихотворение).

Воспитатель: Мышка, а мы хотим показать портрет твоего любимого звука Ы.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы.

Все мы знать - ее должны. Разные иллюстрации буквы Ы.

Мышь:

Ы. Какая ты толстушка!

Твой животик как подушка.

Чтобы легче ей ходить,

Палочку пришлось добыть.

4. Развитие слогового анализа и синтеза.

Ребята, а у меня в домике есть разные вещи с такой замечательной буквой и звуком Ы. Только я хитренькая сразу вам все не покажу. Буду вас путать, люблю с ребятками поиграть.

1) (синтез) Мышка называет слова по слогам, дети составляют из слогов слова. (на и. д появляются слова и изображения) БУ-СЫ,

БА-НА-НЫ, БАН-ТЫ, ЛЕН-ТЫ, и т. д.

2) (анализ) Мышка: Ой, ребята, у меня беда случилась все вещи перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить их по ящичкам. Ящички разные - один маленький, туда только те предметы, названия которых по короче, там только два слога, а второй большой, туда нужно предметы складывать в названиях, которых три слога, вот какие большие. 

5. Динамическая пауза.

Мышь: Что-то я проголодалась, пойду сыр поищу.

Воспитатель: Здесь нет мышка сыра. Смотри, здесь одни буквы.

Мышь: Подумаешь, а я все эти буквы знаю.

Воспитатель: Давай мышка, мы тебя проверим.

Дети танцуют, свободно передвигаются. По команде встают все к называемой букве.

Воспитатель: Бегали мы бегали,

Бегали, кружились

К букве О все воротились. (Мышь путает детей)

Прыгали, мы прыгали

К букве Е допрыгали.

Приседали, приседали

К букве А попали.

Мышь: Нет здесь сыра, только буквы. А это что за домик стоит? Там-то, наверное, есть сыр.

6. Выделение звука Ы.

Воспитатель: Нет, мышка, там нет сыра, там (показывает картинку) ОСЫ.

Мышь: Осы, да такого слова нет. Правда ребята?

Воспитатель: Есть.

Мышь: Может там и звук Ы есть? –ОСЫЫЫ.

Воспитатель: Вот и карточка у меня есть в кармане. Смотрите-ка там тоже слово ОСЫ написано. Мы его можем прочитать.

ОСЫ… Можем это слово поделить на слоги? – Да, О-СЫ. Сколько там слогов? Назовите мне их.

Какой первый звук в этом слоге? -С, а второй-Ы. А вот на карточке оно тоже поделено на слоги –О-СЫ. Сколько слогов? -2. Прочитайте второй слог – СЫ, вторая буква в этом слоге – буква Ы есть.

А если эту букву закрыть, что получится? Сможем слово прочитать? – Нет.

Вот почему я так люблю буквы, каждая из них важна.

Но буквами сыт не будешь.

7. Динамическая пауза.

Воспитатель: Мышка, а ты любишь играть в бананы?

Мышь: Это как?

Воспитатель: Мы тебе сейчас покажем.

Игра: «бананы»

Берем бананы, берем, берем бананы

Несем бананы, несем, несем бананы

Чисть банан, чисть, чисть

Очистили слева,

Очистили справа,

Очистили посередине

И ам!

(повторение 3 раза с увеличением темпа) 

Мышь: Ой, а это что за сундучок стоит? Там точно сыр есть.

Воспитатель: Давайте посмотрим. Нет, бусы.

Мышка: А давайте поиграем с бусами.

(Упражнения на воображение с дидактическими бусами).

Дети: смотри мышка, а на дне сундучка сыр.

Мышь: Вот спасибо! Вы меня сыром угостили, а я вам в подарок дам карточки с моей любимой буквой (раскраски буквы Ы) и разноцветные мелки и немножечко крупы, что бы вы смогли украсить свои буковки. До свидания!

Воспитатель предлагает украсить свои карточки.

3. Заключительная часть.

Дети украшают крупой или раскрашивают буквы (карандашами, красками, мелками на выбор ребенка).

 

. . . . . . .