Конспект НОД по познавательному развитию "Воздух"
Конспект НОД по познавательному развитию "Воздух"
Автор: Чернощек Наталья Валентиновна
Материалы: воздушный шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, ½ альбомный лист по количеству детей, простые карандаши.
ХОД НОД
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Послушайте и отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем!
(воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух. О нем и пойдет речь на нашем занятии.
Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нашей группе. На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Незнайки. Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они ничего не знают о воздухе. Помогите разобраться! Ваш Незнайка.
Воспитатель: ну что поможем?
Дети: да.
В: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Что еще бывает прозрачным?
Дети: вода, окно, лед, аквариум, стакан, озеро.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель предлагает детям превратиться в волшебников и самим проделать опыт.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Д: Лаборатория.
В: Правильно. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга,не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Начало путешествия (Дети встают, берутся за руки идут по кругу).
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся (Из маленького круга делают большой).
Ждет волшебная страна (кружатся, шагают на месте).
Надо нам попасть туда.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. Дети садятся.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Дети садятся за столы, где лежат на каждого пакет полиэтиленовый.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он стал выпуклым, твёрдым, упругим, похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Воспитатель: Но, мы не только можем его поймать, но и почувствовать, пусть он и невидимый.
Опыт № 2. Давайте помашем ладошкой в лицо.
Воспитатель: Что вы чувствуете?
Дети: Чувствуем, как воздух движется.
Воздух мы можем почувствовать.
В: а воздух, интересно, вкусный?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте попробуем.
Опыт № 3 и 4.
Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух?
Дети: безвкусный.
В: Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.
В: берет тряпочку, которая пропитана духами и размахивает.
В: Что вы чувствуете?
Д: Аромат.
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:. Молодцы.
Вывод: воздух переносит запахи.
А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем. Вставайте около стульчиков. Давайте вспомним слова и движения физкультминутки, которая называется «Дует ветер нам в лицо» (соотносим слова с движениями).
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
Хорошо, ребята, молодцы.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 5 «Слышим воздух».
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Мы с вами наблюдали на улице когда качаются деревья - их заставляет ветер
Вывод: Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
ИТОГ НОД:
Воспитатель: Ребята, давайте подведем итог нашему занятию, и вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Дети: о воздухе.
Воспитатель: Что ещё мы делали?
Дети: проводили опыты.
Показывает схему зарисовку опытов.
Воспитатель: Давайте вспомним опыт № 1.
Воспитатель: Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Дети: да.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам взять и зарисовать свои наблюдения.
Рисуют пакет с воздухом.
В: Воздух можно почувствовать?
Д: да, рисуют качающиеся деревья или ладошку по желанию.
В: может, переносит запахи?
Д: да.
В: зарисовывают духи…
В: Воздух можно услышать?
Д: да.
Зарисовывают шарик или по желанию детей.
Воспитатель: Он невидимка. Он повсюду: вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Без воздуха нам не прожить даже 5 минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо сегодня поработали. Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.