Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Конспект НОД по познавательному развитию "Воздух"

Дата публикации: 2024-01-28 09:45:20
Статью разместил(а):
Чернощек Наталья Валентиновна

Конспект НОД по познавательному развитию "Воздух"

Автор: Чернощек Наталья Валентиновна

 

Материалы: воздушный шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, ½ альбомный лист по количеству детей, простые карандаши.

ХОД  НОД

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем!

(воздух) 

Воспитатель: Правильно, это воздух. О нем и пойдет речь на нашем занятии.

Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нашей группе. На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Незнайки. Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они ничего не знают о воздухе. Помогите разобраться! Ваш Незнайка.

Воспитатель: ну что поможем?

Дети: да.

В: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Что еще бывает прозрачным?

Дети: вода, окно, лед, аквариум, стакан, озеро.

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Воспитатель предлагает детям превратиться в волшебников и самим проделать опыт.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Д: Лаборатория.

В: Правильно. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга,не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

Начало путешествия (Дети встают, берутся за руки идут по кругу).

Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся (Из маленького круга делают большой).

Ждет волшебная страна (кружатся, шагают на месте).

Надо нам попасть туда.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. Дети садятся.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Дети садятся за столы, где лежат на каждого пакет полиэтиленовый.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он стал выпуклым, твёрдым, упругим, похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель: Но, мы не только можем его поймать, но и почувствовать, пусть он и невидимый.

Опыт № 2. Давайте помашем ладошкой в лицо.

Воспитатель: Что вы чувствуете?

Дети: Чувствуем, как воздух движется.

Воздух мы можем почувствовать.

В: а воздух, интересно, вкусный?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте попробуем.

Опыт № 3 и 4.

Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? 

Дети: безвкусный.

В: Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

В: берет тряпочку, которая пропитана духами и размахивает.

В: Что вы чувствуете?

Д: Аромат.

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В:. Молодцы.

Вывод: воздух переносит запахи.

А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем. Вставайте около стульчиков. Давайте вспомним слова и движения физкультминутки, которая называется «Дует ветер нам в лицо» (соотносим слова с движениями).

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше!

Хорошо, ребята, молодцы.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 5 «Слышим воздух».

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Мы с вами наблюдали на улице когда качаются деревья - их заставляет ветер

Вывод: Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

ИТОГ НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте подведем итог нашему занятию, и вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Дети: о воздухе.

Воспитатель: Что ещё мы делали?

Дети: проводили опыты.

Показывает схему зарисовку опытов.

Воспитатель: Давайте вспомним опыт № 1.

Воспитатель:  Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. 

Дети: да.

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам взять и зарисовать свои наблюдения.

Рисуют пакет с воздухом.

В: Воздух можно почувствовать?

Д: да, рисуют качающиеся деревья или ладошку по желанию.

В: может, переносит запахи?

Д: да.

В: зарисовывают духи…

В: Воздух можно услышать?

Д: да.

Зарисовывают шарик или по желанию детей.

Воспитатель: Он невидимка. Он повсюду: вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Без воздуха нам не прожить даже 5 минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо сегодня поработали. Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

 

. . . . . . .