Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Образовательный проект "Оздоровительно-образовательный терренкур"

Дата публикации: 2024-03-05 15:47:53
Статью разместил(а):
Лобанова Светлана Васильевна

Образовательный проект "Оздоровительно-образовательный терренкур"

Автор: Лобанова Светлана Васильевна

МДОУ детский сад № 5, г. Приозерск, Ленинградская область

500 01

 

Аннотация: Данный образовательный проект поможет как педагогам так и дошкольным учреждениям в целом разработать и проводить такие же проекты у себя на территории детского сада, воспитывать в детях любовь к природе родного края, формировать в них экологическую бережность к живой и не живой природе, воспитывать и формировать здорового гармонично развитого человека.

Ключевые слова: воспитание детей, терренкур, природа родного края, экология.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». В.А. Сухомлинский.

Данный продукт реализует три основные идеи — это рациональное использование отведенной территории для дошкольного образовательного учреждения, охрана и здоровье дошкольников, и экологическое воспитание, проводимое в естественных условиях.

Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. 

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформированы требования к развивающей предметно-пространственной среде детского сада, делающие акцент на территории учреждения. Согласно ФГОС ДО,  развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также  возможности для уединения, должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной.

Оздоровленье организма воспитанников, повышения уровня двигательной активности остается и на сегодня актуальным.  В федеральном государственном образовательном стандарте огромное внимание уделяется вопросам здоровье сбережения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Незнание правил поведения детей в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм». Потребительское отношение к природе и стереотипность мышления. Дети не задумываясь срывают цветы, уничтожают объекты живой природы, а взрослые при этом проявляют равнодушие. 

Цель проекта: воспитать здорового, всесторонне, гармонично развитого воспитанника ДОУ, (физическое воспитание, экологическое воспитание, профориентация), активного в выборе содержания своего образования в процессе прохождения маршрутов образовательных терренкуров.

Задачи проекта:

- создание безопасных территориальных условий для пеших прогулок;

- создание условий для проявления индивидуальности, инициативности и самостоятельности в различных видах образовательной деятельности;

- построение образовательного процесса в соответствии с требованием ФГОС ДО;

- формирование потребности в познавательной деятельности, двигательной активности, здоровом образе жизни.

Цель и задачи проекта соответствуют существующим техническим, организационным и профессиональным ресурсам, что положительно характеризует проект с точки зрения его реалистичности. Проект разработан с учетом нормативных документов РФ (ФГОС ДОО, СанПиН). Высокая реализуемость проекта подтверждается возможностью включения в проект всех участников образовательных отношений (педагоги, родительская общественность) и социальных партнеров, согласованность действий которых решается через планирование и системность мероприятий.

Сроки реализации: проект долгосрочный. Основная работа по созданию условий и использованию материалов в течении года. В дальнейшем использование территории, установленном на нем оборудовании для новых проектов, занятий, мероприятий

Региональный компонент.

На территории нашего дошкольного учреждения, есть замечательный участок достаточно обширный, красивый с величественными соснами! Где на свежем сосновом воздухе можно применять здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, дорожка здоровья, пешие прогулки, занятия по физическому развитию, спортивные мероприятия и т. д.) Это навело нас на мысль по созданию замечательного проекта, где при использовании такого участка можно выполнять требования ФГОС по реализации поставленных задач. К реализации этого проекта были привлечены не только педагоги, но и родители воспитанников. Все вместе построили и оборудовали различные зоны (в дальнейшем станции) в нашем терренкуре.

Новизна.

В нашей работе мы решили использовать один из нетрадиционных методов обучения – терренкур. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных оздоровительных маршрутов. Характерной чертой терренкура является простота и естественность. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

Но мы дополнили назначение терренкура комплексами заданий и упражнений по пяти образовательным областям: познавательному, художественно - эстетическому, социально-коммуникативному, речевому и физическому развитию. Для детей на территории ДОУ организованны маршруты с посещением различных станций, центров познавательно-исследовательской деятельности, с возможностью прохождения экологических и оздоровительных троп, которые способствуют укреплению здоровья воспитанников, повышению уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей. 

Тем самым нашли ответы на такие актуальные вопросы: «Как обогатить нашу прогулку?  Как повысить познавательную активность детей, не перегружая их при этом?  Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?  Как в естественных условиях познакомить детей с такими профессиями как эколог, метеоролог, садовод, эко вожатый, не выходя за территорию своего дошкольного учреждения?»

Решать все эти задачи в комплексе помогает оздоровительно-образовательный терренкур. Участие ребенка в данном проекте позволит укрепить здоровье, повысить знания о природе своего родного края, вызвать интерес к профессиям, связанным с экологией и сохранением окружающей среды, развить чувство гражданственности и патриотизма. 

Системность инновационного проекта.

Основное условие прохождения оздоровительно-образовательного терренкура – это Регулярность, Системность, Цикличность, Сезонность.

Основные правила прохождения оздоровительно - образовательного терренкура:

1. Проведение терренкура во время утренней или вечерней прогулки (не рекомендуются прогулки после еды).

2. Одежда, не стесняющая движения, воздухопроницаема, легкая, обувь удобная.

3. Соблюдение правил СанПиН, техники безопасности.

4. Выполнение физических упражнений и упражнений на восстановление дыхания при переходе от станции к станции.

5. Правильная осанка.

6. Ровное дыхание.

7. Хорошее настроение.

Правила организации и проведения мероприятий в рамках проектной деятельности:

- Педагог ставит цель, задачи, планирует продолжительность и структуру мероприятий. (Например, в зимнее время года продолжительность укорачивается, в летнее – увеличивается);

- Совместно с детьми определяет станции, которые они хотели бы посетить, прокладывает маршрут терренкура;

- Педагог подбирает соответствующие возрасту варианты деятельности, материалы, игры, физические упражнения, которые выполняются в пути и на станциях терренкура (детям предоставляется выбор).

Эффективность.

Участие в данном проекте дает возможность привлечения социальных партнеров к участию в совместных акциях и мероприятиях, повышает заинтересованность родительской общественности в результатах совместной деятельности по эффективному использованию территории ДОУ для всестороннего развития воспитанников.

Результативность.

Наше ДОУ имеет редкую возможность проводить свой проект на отдельном участке территории в естественных природных условиях. Данный проект позволяет снять многие границы в человеческих взаимоотношениях.

Реальный результат – это сближение и творческое единение с представителями родительской общественности, и создание такой развивающей  среды, где ребенок естественным образом, привычным для него способом, через игру получает самую важную для него «социальную прививку», прививку добра, любви к природе, родному краю, дружбы и миролюбия.

Пополнение методической базы ДОУ (творческий познавательно-исследовательский проект «Метеослужба в детском саду, проект «Юный эколог», «Птичья столовая», «Здоров сберегающие технологии в терренкуре», проект «Зеленая аптека», проект «Айболит» - ещё один показатель результативности данного продукта.

Наш проект только начался и уже нашел положительные отзывы на данное мероприятие от родителей наших воспитанников.

Ожидаемые результаты:

1. Здоровье воспитанников, снижение детской заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни, закаливанию.

2. Повышение познавательной активности.

3. Привлечение родителей к совместным мероприятиям.

4. Ранняя профориентация - знакомство с новыми профессиями (эколог, метеоролог, садовод, эко вожатый).

5. Благоустройство территории ДОУ, преобразование развивающей предметно-пространственной среды.

6. Создание условий для пеших прогулок по территории ДОУ.

7. Активизация у воспитанников выбора вида деятельности.

8. Экологическое воспитание детей.

9. Формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах, улицах, в быту.

Транслируемость.

Этот проект разработан для реализации в дошкольных образовательных учреждениях Приозерского района. Используя предлагаемую систему, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой образовательный процесс. Наличие в представленном проекте самостоятельные под проекты с разработанными планами по реализации поставленных задач и конспектов – всё это делает данный продукт готовым для использования любыми заинтересованными категориями потребителей.

По окончании проекта его результаты планируются освещаться в СМИ. В данное время некоторые материалы были освещены на сайтах в группах контакт, небольшая проделанная работа была показана на отчете совещания руководителей ДОО по «Летней оздоровительной работе».

Реализуемость проекта.

Подготовка территории ДОУ к реализации своего проекта:

Создание семи станций:

1. «Волшебный колодец».

2. Дорожка «Здоровье» (для укрепления здоровья воспитанников).

3. «Зеленая аптека» (выращивание, наблюдение и уход за лекарственными растениями растущих в нашем регионе).

4. «Птичья столовая».

5. «Метеостанция» («знакомство с работой на метеостанции, изучение и наблюдение за погодой, знакомство с профессией метеоролог).

6. «Лилейник» (выращивание, наблюдение и уход, знакомство с профессией садовод).

7. «Юный эколог» - беседы на экологические темы и правилах об окружающей среде, знакомство с профессией - эко вожатый, такие редкие профессии, но такие актуальные в наше время.

Проведение подготовительных работ: в течении полугода, года.

1. Летом оформление оборудование на станции «Метеостанция» с активным участием педагогов, родителей и воспитанников (календарь погоды, ветряной рукав, шкалы для измерения снежного покрова, флюгер, оборудование для сбора дождя, термометр, солнечные часы – все изготовлено своими руками;

2. Летом посадка лекарственных растений, растущих в нашем регионе (ромашка, подорожник, зверобой, мята);

3. Летом оформление станции «Здоровья» (постройка из дорожки из природного материала: песок, камушки, шишки, пеньки);

4. Летом посадка растений: елка, можжевельник, туя, черника и то, что растет в нашем

Проведение подготовительных работ: 

5. Осенью посадка луковиц лилий на станции «Лилейник» (принесенные родителями и воспитанниками);

6. Создание препятствий (болото, паутина);

Проведение подготовительных работ:

6. Зимой оформление станции «Птичья столовая» – кормушки, скворечники;

Проведение подготовительных работ:

7. Эстетическое оформление всей тропы (поделки из природного материала, сделанные родителями и воспитанниками совместно);

Создание условий для совместного творческого и физического труда детей и взрослых;

Создание условий для познавательного развития, опытно-экспериментальной, исследовательской, наблюдательной деятельности воспитанников;

Создание условий для спортивной, подвижной, малоподвижной, дидактической, театрализованной, творческой, интеллектуальной игры.

Подготовка участников образовательного проекта (педагогический коллектив, родители (законные представители воспитанников) к практической работе:

Индивидуальные и групповые консультации;

Общение на сайте педагогов, группы, ДОУ;

Родительские собрания;

Привлечение к подготовке и участию в проекте.

Когда вся подготовительная работа была проведена, педагоги повели воспитанников по маршрутам образовательного терренкура, проходящим через стационарные и мобильные станции, через экологические и оздоровительные тропы, реализуя воспитательно-образовательные задачи, интегрируя пять образовательных областей. При переходе от станции к станции воспитанники выполняют физические упражнения, упражнения на дыхание, следят за осанкой. На каждой станции образовательного терренкура воспитанники усваивают образовательную программу.

Основные этапы реализации:

1 ЭТАП Подготовительный. Подготовка проекта «Оздоровительно-образовательного терренкура»:

-  Обследование территории ДОУ, определение расположения, содержания;

-  Создание и оформление дизайна станций;

- Подготовка проектов, направленных на экологическое и физическое воспитание воспитанников;

- Календарно-тематическое планирование образовательных станций для воспитанников ДОУ;

- Разработка мероприятий по обеспечению техники безопасности детей на каждой станции;

- Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников.

 2 ЭТАП. Практический:

- Благоустройство территории ДОУ (создание станций, тропу с препятствиями для пеших прогулок);

- Оформление карты-схемы маршрутов терренкура с указанием расположения стационарных станций на территории ДОУ;

- Изготовление переносных макетов, табличек с названиями станций и указателей к ним;

- Создание семи станций:

· «Волшебный колодец»,

· Дорожка «Здоровье», 

· «Зеленая аптека» (посадка, выращивание, наблюдение и уход за лекарственными растениями растущих в нашем регионе – ромашка, зверобой, подорожник, мята),

· «Птичья столовая», (для создания данной станции потребовалась активная помощь родителей в создании скворечников, кормушек для птиц),  

· «Метеостанция» (знакомство с работой на метеостанции, изучение и наблюдение за погодой, знакомство с профессией метеоролог), «Лилейник», выращивание, наблюдение и уход, знакомство с профессией садовод,  

· «Юный эколог» беседы на экологические темы, о правилах окружающей среды, знакомство с профессией - эко вожатый, такие редкие профессии, но такие актуальные в наше время.

· Создание искусственных препятствий (паутина, болото).

- Оформление станций в соответствии с требованиями охраны жизни и здоровья детей;

- Проведение образовательных мероприятий на территории ДОУ для всех возрастных групп дошкольного возраста. 

3 ЭТАП. Результативный.

- Провести мониторинг физического развития воспитанников;

- Повышение познавательной активности;

- Создание условий для здоровья сбережения детей (условия для пеших прогулок, дорожка «Здоровья», преодоление препятствий на прогулке);

- Повышения уровня знаний о природе родного края его охраны и размножения;

- Пополнение методической базы ДОУ (конспекты проектов, занятий, презентаций, беседы);

-  Формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах, улицах, в быту; 

 Календарный план мероприятий.

1 Этап Теоретический.

Мероприятие:

1. Обследование территории ДОУ, определение, расположения, содержания.

2. Создание и оформление дизайна станций.

3. Подготовка проектов, занятий, материалов.

4. Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников.

Сроки: Июнь-июль

Ожидаемые результаты

· Образование на территории ДОУ оздоровительно-образовательного Терренкура.

· Обустройство и дизайн станций.

·  Подготовка календарно-тематического плана для дальнейшей работы.

II Этап. Практический.

1. Создание станций, тропу с препятствиями (болото, паутина) для пеших прогулок.

2. Оформление карты-схемы маршрутов терренкура с указанием расположения стационарных станций на территории ДОУ.

3. Изготовление табличек с названиями станций и указателей к ним.

4. Посадка хвойных растений установка табличек с описанием.

5. Посадка лилий на станции «Лилейник».

6. Создание массажной дорожки «Здоровье», создание препятствий на пешей дорожке (мостик, болото, паутина).

7. Создание и установка оборудования на станции «Метеостанция».

8. Оформление станций в соответствии с требованиями охраны жизни и здоровья детей.

9. Проведение образовательных мероприятий на территории ДОУ для всех возрастных групп дошкольного возраста. 

Сроки: август-май.

Ожидаемые результаты: Благоустройство территории ДОУ для проведения проекта «Оздоровительно-образовательный терренкур».

III Этап. Результативный.

1. Проведение мониторинга.

2. Повышение познавательной активности.

3. Создание условий для здоровья сбережения воспитанников.

4. Повышения уровня знаний о природе родного края его охраны и размножения.

5. Пополнение методической базы ДОУ (конспекты проектов, занятий, презентаций, беседы).

6. Формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах, улицах, в быту.

Сроки: Май-июнь.

Ожидаемые результаты

· Здоровье воспитанников, снижение детской заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни, закаливанию;

· Привлечение родителей к совместным мероприятиям;

· Ранняя профориентация - знакомство с новыми профессиями (эколог, метеоролог, садовод, эко вожатый);

· Благоустройство территории ДОУ, преобразование развивающей предметно-пространственной среды;

· Создание условий для пеших прогулок по территории ДОУ;

Полученны результаты, сравнение с ожидаемыми

Наш проект только начался и уже нашел положительные отзывы на данное мероприятие от родителей наших воспитанников. Он имеет редкую возможность проводить свой проект на отдельном участке территории в естественных природных условиях. Данный проект позволяет снять многие границы в человеческих взаимоотношениях.

Реальный результат – это сближение и творческое единение с представителями родительской общественности, и создание такой развивающей  среды, где ребенок естественным образом, привычным для него способом, через игру получает самую важную для него  прививку добра, любви к природе, родному краю, дружбы, и миролюбия.

Но самым главным результатом работы по проекту «Оздоровительно - образовательного ТЕРРЕНКУРА» мы считаем счастливые лица родителей, когда они каждый день приводят своих розовощеких, здоровых детей в наш детский сад. Дети закрепляют представления о природе родного края, приумножают его богатства, пополняют свои багаж знаний, с удовольствием путешествуя с нашими педагогами по увлекательным маршрутам оздоровительных и образовательных станций.

Мы верим, что по окончанию нашего проекта, мы получим результат по намеченной цели и задачам.

Вывод:

Образовательный проект «Оздоровительно-образовательный ТЕРРЕНКУР» с различными станциями является универсальным, удобным средством обучения, не требующим больших материальных затрат по его реализации. Необходимым условием является наличие на территории ДОУ участка, приближенного к естественному лесу. Работа по данному инновационному проекту привела к положительному эффекту в процессе всестороннего, гармоничного развития дошкольника, а также в процессе укрепления и оздоровления организма воспитанника. Наши дети стали реже пропускать детский сад по причине болезни. Организация воспитательно-образовательного процесса в рамках данной инновационной деятельности позволила расширить границы выбора возможных форм и методов обучения и воспитания дошкольников, проводить экологическое, патриотическое, нравственное воспитание одновременно с приобщением к здоровому образу жизни и про ориентированию в естественных природных условиях. Мероприятия с применением инновационных технологий охватывают все виды деятельности дошкольников, позволяют построить индивидуальный маршрут развития каждого воспитанника.

500 02

500 03

500 04

500 05

. . . . . . .