Дополнительная общеразвивающая программа "Парки города. Изучай, играючи"
Дополнительная общеразвивающая программа "Парки города. Изучай, играючи"
Автор: Перепелица Татьяна Теодозьевна
ГБОУ Школа № 210 Центрального района Санкт-Петербурга
Аннотация: Программа обладает широким спектром возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности подрастающего поколения. Занятия по данной Программе дают возможность детям познакомиться с историей парков Санкт-Петербурга, с его достопримечательностями, приобщиться к культуре, открыть тайны своего района, где живут.
Ключевые слова: Программа дополнительного образования детей.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Дополнительная общеразвивающая программа «Парки города. Изучай, играючи» (далее – Программа) носит туристско-краеведческую направленность.
Программа адресована учащимся в возрасте от 7 до 10 лет, желающим познакомиться с историей некоторых парков Санкт-Петербурга. Для освоения данной программы специальных знаний не требуется.
Актуальность Программы заключается в необходимости поддержки петербургских традиций в сохранении исторического и культурного наследия Петербурга, как мировой сокровищницы. Программа обладает широким спектром возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности подрастающего поколения. Занятия по данной Программе дают возможность детям познакомиться с историей парков Санкт-Петербурга, с его достопримечательностями, приобщиться к культуре, открыть тайны своего района, где живут.
Отличительные особенности программы.
Программа является краткосрочной. Реализуется по субботам и в каникулярное время. Она нацелена на получение учащимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций на основе культурных традиций российского народа. В содержание программы включены темы, охватывающие интересные и красочные страницы истории города, района, где живут учащиеся. Учебный план не предполагает хронологического изучения истории города, а фрагментарно: места и даты, побуждающие ребенка к дальнейшему изучению и познанию Санкт-Петербурга. Задача Программы удивить, восхитить, увлечь парками и городом, их красотой и его удивительными жителями. Материал занятий представлен доступно, просто, понятно для всех. В игровой форме на занятиях ребята вместе с педагогом будут открывать интересное, необычное и самое актуальное для тех, кто не только познает Санкт-Петербург, но и станет источником знаний для своих ровесников. Программа вводит учащихся в мир краеведения, дает настрой на дальнейшее интеллектуальное развитие, на занятия в дополнительном образовании детей.
Уровень освоения Программы – общекультурный.
Программа рассчитана на 36 часов, 15 дней.
Цель: пробуждение интереса к культуре и истории города, увлечь парками, их красотой и удивительными жителями (Таврического и Александровского) парков Санкт-Петербурга для развития духовно-нравственной личности юного петербуржца.
Задачи:
Обучающие:
- дать знания о самых главных достопримечательностях города, о важнейших страницах жизни Санкт-Петербурга;
- научить выбирать краеведческую информацию по заданию;
- научить выражать грамотно собственные мысли;
- формировать культуру поведения в общественных местах.
Развивающие:
- развивать коммуникативные способности;
- развивать активный словарь, умение вести диалог;
- развивать интерес к культурному наследию;
- побуждать учащихся к участию в жизни города.
Воспитательные:
- воспитывать умение сотрудничать в коллективе, в паре;
- воспитывать чувства любви и бережного отношения к традициям, культурному наследию Санкт-Петербурга, чувства сопричастности к его жизни;
- воспитывать нравственность, достоинство, культуру общения и культуру поведения.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- будут проявлять умение сотрудничать в коллективе, в паре;
- будут понимать, как бережно относиться к традициям, культурному наследию Санкт-Петербурга, почувствуют сопричастности к его жизни;
- будут проявлять в поведении нравственность, достоинство, культуру общения и поведения.
Метапредметные:
- будут на занятиях проявлять коммуникативные способности;
- будут вести диалог, используя активный словарь;
- развивать интерес к культурному наследию;
- побуждать учащихся к участию в жизни города.
Предметные:
- будут знать о самых главных достопримечательностях в парках города, о важнейших страницах жизни Санкт-Петербурга;
- будут уметь выбирать краеведческую информацию по заданию;
- будут выражать грамотно собственные мысли;
- будут проявлять культуру поведения в общественных местах.
Язык реализации – государственный язык РФ - русский.
Форма обучения – очная.
Программа реализуется по субботам и в каникулярный период.
Организация учебного процесса позволяет в игровой форме наиболее полно раскрыть содержательную, образовательную и воспитательную суть программы. Теоретические занятия предусматривают рассказ педагога иллюстрированный электронной презентаций, постановкой проблемы и совместно с детьми её решение.
Условия набора в коллектив: Принимаются все желающие, имеющие желание познакомиться с историей парков города.
Наполняемость групп: В группе предусмотрено не более 15 человек, не имеющих противопоказаний.
Формы организации занятий: Занятия проводятся как в аудитории, так и пешие прогулки в парки города.
Формы проведения занятий: Занятия проходят по группам. Теоретическое занятие: беседа, рассказ.
Практическое занятие: игры, викторины, творческие задания, кроссворды.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальная (работа со всей группой, рассказ, беседа, обсуждение);
- групповая (работа в группах для выполнения заданий, творческого задания, презентации решений)
Материально-техническое оснащение программы
- классное помещение;
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- столы;
- стулья.
Учебный план краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы:
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Знакомство, инструктаж по Т.Б. |
2 |
1 |
1 |
Беседа, педагогическое наблюдение, опрос. |
2. |
Александровский парк. История создания. Интересные факты. Достопримечательности. |
19 |
4 |
15 |
Беседа, наблюдение. Создание кроссворда. Задания. Устный опрос. |
3. |
Таврический сад. История. Интересные факты. Достопримечательности. |
9 |
2,5 |
6,5 |
Беседа, наблюдение. Выполнение творческого задания. |
4. |
Творческие задания по программе |
4 |
1 |
3 |
Эскиз экспоната в парк. |
5. |
Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Устный опрос |
ИТОГО |
36 |
9 |
27 |
Занятие № 1. Вводное занятие. Знакомство, инструктаж по Т.Б.
Теория: знакомство; цели и задачи программы; инструктаж по технике безопасности.
Практика: беседа.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.
Занятие № 2. Александровский парк. История создания. Интересные факты.
Теория: Знакомство с парком. Виртуальная экскурсия по парку. История. Гласис Петропавловки. Проекты парка.
Практика: Создание маршрутной карты.
Форма контроля: беседа, выполнение задания.
Занятие № 3. Знакомство с достопримечательностями.
Теория: Павильон «Грот». Мини-музей «Мини-город». Пруд, горбатые мостики, чугунные швейцарские скамейки, фонтаны.
Практика: Пешая прогулка в парк. Обсуждение. Игры.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.
Занятие № 4. Скульптура и архитектура парка.
Теория: Памятник миноносцу «Стерегущему», Скульптурная композиция «Зодчие». Памятник «Святой Пётр». «Цветочные часы». «Памятные кресла».
Практика: Прогулка в парк. Обсуждение. Игры.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.
Занятие № 5. Скульптура и архитектура парка.
Теория: Скульптуры львов. «Девочка, повязывающая косынку» «Девочка с птичкой».
Практика: Прогулка в парк. Обсуждение. Игры.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.
Задание № 6. Знакомство с достопримечательностями. Скульптура и архитектура парка.
Теория: «Молодость», «Рисующая девочка», «Утро», «Алёнушка», «Творчество», «Дети»
Практика: Прогулка в парк. Обсуждение. Игры.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, создание кроссворда.
Задание № 7. Театры и музеи парка.
Теория: Артиллерийский остров с Артиллерийским музеем.
Практика: Прогулка в парк. Посещение артиллерийского музея. Обсуждение.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, творческое задание.
Задание № 8. Театры и музеи парка.
Теория: Театр «Мюзик-Холл», Планетарий, Театр «Балтийский дом», Музей восковых фигур.
Практика: Прогулка в парк. Посещение планетария. Обсуждение.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.
Задание № 9.
Теория: Определение темы экспоната.
Практика: Разработка эскиза экспоната для парка.
Форма контроля: Защита проекта.
Задание № 10. Таврический сад. История. Интересные факты.
Теория: Знакомство с парком. Виртуальная экскурсия по парку.
Практика: Создание маршрутной карты.
Форма контроля: беседа, выполнение задания.
Задание № 11. Оранжерея Таврического сада.
Теория: Знакомство с флорой Таврического сада.
Практика: Прогулка в парк. Посещение оранжереи.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение.
Задание № 12. Таврический дворец.
Теория: История Таврического дворца.
Практика: Прогулка в парк к Таврическому дворцу.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение.
Задание № 13. Таврический сад в литературе.
Теория: Поэты и произведения.
Практика: Прочтение произведений.
Форма контроля: Беседа, Устный опрос.
Задание № 14.
Теория: Определение темы экспоната.
Практика: Разработка эскиза экспоната для парка.
Форма контроля: Защита проекта.
Задание № 15. Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?».
Теория. Знакомство с правилами игры.
Практика. Игра.
Форма контроля: Наблюдение. Устный опрос.
Календарно -тематическое планирование:
№ занятия |
Тема занятия |
Дата по плану |
Дата по факту |
Часы |
Примечание |
|
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Вводное занятие. Знакомство, инструктаж по Т.Б. |
1 |
1 |
Аудитория |
||
2. |
Александровский парк. История создания. Интересные факты. |
1 |
1 |
Аудитория |
||
3. |
Знакомство с достопримечательностями. |
0,5 |
2,5 |
Экскурсия в парк. |
||
4. |
Скульптура и архитектура парка. |
0,5 |
2,5 |
Экскурсия в парк. |
||
5. |
Скульптура и архитектура парка. |
0,5 |
2,5 |
Экскурсия в парк. |
||
6. |
Скульптура и архитектура парка. |
0,5 |
2,5 |
Экскурсия в парк. |
||
7. |
Театры и музеи парка. |
0,5 |
2 |
Экскурсия в парк. |
||
8. |
Театры и музеи парка. |
0,5 |
2 |
Экскурсия в парк. |
||
9. |
Разработка эскиза в парк. |
0,5 |
1,5 |
Аудитория |
||
10. |
Таврический сад. История. Интересные факты. |
0,5 |
1,5 |
Аудитория |
||
11. |
Оранжерея таврического сада. |
0,5 |
2 |
Экскурсия в парк. |
||
12. |
Таврический дворец |
0,5 |
2 |
Экскурсия в парк. |
||
13. |
Таврический сад в литературе. |
1 |
1 |
Аудитория |
||
14. |
Разработка эскиза в парк. |
0,5 |
1,5 |
Аудитория |
||
15. |
Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?» |
0,5 |
1,5 |
Аудитория |
||
ИТОГО 36 часов |
9 |
27 |
Педагогические методики и технологии:
- электронное обучение (презентации к занятиям, анкеты, работа с применением гаджетов)
- здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, питьевой режим, соблюдение норм гигиены, проветривание).
Приемы и методы обучения:
- вербальные – объяснение, рассказ, беседа, комментирование, инструктаж, сообщение, обсуждение, анализ;
- наглядные – демонстрация наглядных дидактических материалов (картин, фото, видео, схем, документов);
- игровые – игры, викторины;
- практическая деятельность (подбор материалов по заданию, работа в группах, составление схем, презентация результатов);
- репродуктивные – воспроизведение рассказа по образцу;
- творческие – задания на развитие фантазии, воображения.
Текущий контроль для проверки освоения программы осуществляется педагогом на каждом занятии методом педагогического наблюдения.
Промежуточный контроль осуществляется после прохождения основных разделов программы в виде устных опросов и тестирования.
Итоговый контроль осуществляется после прохождения всех разделов программы в виде устного опроса и тестирования.
Основными способами проверки результативности являются:
- диагностические игры, рассказы-экскурсии, опросы и беседы с учащимися;
- анкетирование учащихся (мотивация прихода и ожидания от занятий, степень
удовлетворенности занятиями (после завершения краткосрочной программы);
- анкетирование родителей (отношение к занятиям детей, их заинтересованность и увлеченность).
Основной формой подведения итогов реализации программы является итоговое занятие-игра «Что? Где? Когда?».
Основные критерии оценки результатов освоения программы:
Теоретический уровень освоения:
- знание основных парков Санкт-Петербурга;
- умение четко и правильно называть объекты рассказа и показа.
Практический уровень освоения:
- понимание объяснений педагога и желание следовать им;
- понимание специальных названий, архитектурных терминов.
Коммуникативный уровень освоения:
- умение работать в коллективе, в группе;
- желание продолжить заниматься краеведением в дополнительном образовании или самостоятельно.
Список литературы для педагогов:
- Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.
- Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев. М.: АСТ:СПб.: Астрель-СПб, 2009 -752 с.
- Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.
- Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице. М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.- (Туризм).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Авт.-сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Москва: Просвещение 2010.-23с.
- Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. Волгоград: Учитель, 2006. 128 с.
- Что должен знать педагог о современных образоватнльных технологиях: Практическое пособие / авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитарская, А.В. Тищенко.-2-е изд., испр. И доп.-М.:АРКТИ, 2011. 56с.
- Давидиг Т.Ф. Стиль как язык архитектуры. - Харьков, Гуманитарный центр, 2010.
Список литературы для обучающихся:
- Александрова Е.Л. Остров Рус в Литориновом море. Историческое прошлое северных окрестностей Санкт–Петербурга. - СПб., 2000.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Краеведение – страницы жизни нашего края. - СПб., 2006.
- Семенова М. Мы – Славяне. – СПб., 2006.
- Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. - СПб., 2002.
Результативность реализации программы «Парки города. Изучай, играючи»
Название программы: «Парки города. Изучай, играючи»
Ф.И.О. педагог дополнительного образования ___________________________________
№ |
Ф.И. учащегося/ |
Освоение программы |
||||
теоретический |
практический |
коммуникативный |
общий уровень |
Особые отметки |
||
1 |
||||||
... |
Уровни:
высокий – В (задания выполняются полностью, самостоятельно, инициативно)
средний – С (задания выполняются не полностью, требуется организационная помощь)
низкий – Н (задания частично выполняются со значительной помощью педагога).