Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Внеклассное мероприятие "Символика Российской Федерации"

Дата публикации: 2024-04-18 09:39:06
Статью разместил(а):
Глебова Наталья Викторовна

Внеклассное мероприятие "Символика Российской Федерации"

Автор: Глебова Наталья Викторовна

МБОУ Лакинская СОШ № 1 Собинского района Владимирской области

 

Аннотация: Внеклассное мероприятие «Символика Российской Федерации» ориентировано на формирование у детей общечеловеческих ценностей: воспитание любви и уважения к своей Родине, уважения к государственной символике страны и её законам. 

 

Мероприятие рекомендуется проводить с детьми 11-13 лет. 

Целью данной разработки является использование элементов современных педагогических технологий на занятиях с детьми. 

Воспитание подрастающего поколения волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает в переломные моменты истории, поскольку она связанна с новыми требованиями к человеку. В последнее время общечеловеческие ценности стали изменяться. У подрастающего поколения нередко можно наблюдать равнодушие к своей Родине, агрессию по отношению к окружающим людям, неуважительное отношение к историческим памятникам, культуре родной страны. 

Одна из важнейших задач данного мероприятия – воспитание патриотических чувств учащихся – воспитание любви к родной стране, её символике и законам. 

Форма проведения занятия: внеклассное мероприятие. 

Цели: 

· изучение учащимися истории государственной символики; 

· расширение знаний и представлений о государственной символике и преемственности в ней; 

· популяризация государственных символов РФ; 

· воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам. 

Задачи: 

  • расширить представление о современной государственной символике России; 
  • расширить исторические знания учащихся; 
  • воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за свою Родину; 
  • воспитывать уважительное отношение к государственным символам России; 
  • развивать творческие способности учащихся. 

Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения мероприятия: 

  • Игровой метод;
  • Деятельностный метод;
  • Рефлексия;
  • Беседа.

Способы организации деятельности: 

  • Групповой;
  • Индивидуальный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, видеоролик «Государственная символика», флаг РФ, изображение герба РФ.   

Музыкальное сопровождение: песни «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса; «У моей России длинные косички…», «Песенка друзей»; гимн РФ. 

Сценарий мероприятия 

I. Организационный момент. Ученики делятся на команды. 

II. Приветственное слово, эмоциональный настрой. 

Ведущий: Здравствуйте, люди добрые да ребятишки славные! Собрались мы с вами разговоры вести, играть, соревноваться и шутки шутить! Вы готовы к испытаниям? Чтобы силы нам набраться, нужно дружно всем размяться! Давайте дружно ответим на вопросы. (Загадки, отвечают все хором): 

Подрасту, и вслед за братом 

Тоже стану я солдатом, 

Буду помогать ему 

Охранять мою... (страну) 

Когда в строю за рядом ряд 

Шагают тысячи солдат, 

И движутся послушно 

Ракеты, танки, пушки, 

Друг другу люди говорят: 

На Красной площади… (парад) 

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже… (Родина) 

У него названий много: 

Триколор, трёхцветный стяг – 

С ветром гонит прочь тревоги 

Сине-бело-красный… (флаг) 

Наслаждаться не устану 

Песней жавороночка, 

Ни на что не променяю 

Милую стороночку! 

Теплый ветер принесет 

Аромат смородины, 

Так чего дороже нет? — 

Нет дороже... (Родины) 

Ведущий: Вот молодцы! И, конечно же, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о нашей с вами Родине – о России. Что же такое Родина?

Один замечательный поэт, Зинаида Александрова, написала: 

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот. 

У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор. 

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок. 

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! 

Ребята, а что вы понимаете под словом «родина»? (Ответы детей) 

Ведущий: Спасибо за ответы. Мы с вами убедились, что каждый человек понимает это слово по-своему, для каждого из нас под словом «родина» скрывается что-то своё, индивидуальное, уникальное. Но в то же время, мы все согласились, что «родина» - это страна, где родился и вырос человек. С чего же начинается родина? Этот вопрос, наверное, задаёт себе каждый человек. Послушаем песню-размышление по этому вопросу. 

Звучит песня «С чего начинается Родина».

Ведущий: Итак, наша Родина – это страна, в которой мы родились и живём, а живём мы с вами в… (России). 

Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды. Россия Родина! Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия! Какое красивое слово! Прислушайтесь – РОССИЯ! Здесь и роса, и сила, и синие просторы. 

III. Конкурсная программа. 

Первый конкурс – «Знакомство». 

Ведущий: Пришло время познакомиться с участниками нашей конкурсной программы. Ваша задача – представить свою команду (название, девиз, герб), участников и капитана. 

Проведение конкурса. 

Второй конкурс – «Стихи о Родине». 

Ведущий: А теперь следующий конкурс. Ваша задача вспомнить и назвать как можно больше стихотворений о России (можно цитаты). Даём минуту на размышления, затем команды по очереди называют по одному стихотворению. Побеждает та команда, которая назвала стихотворение последней. 

Проведение конкурса. 

Ведущий: 

Россия! Как из песни слово, 

Березок юная листва 

Кругом леса, поля и реки 

Раздолье – русская душа.  

Люблю тебя, моя Россия 

За ясный свет твоих очей, 

За ум, за подвиги святые, 

За голос звонкий, как ручей. 

Люблю, глубоко понимаю 

Степей задумчивую грусть 

Люблю все то, что называю 

Одним широким словом – Русь! 

Ведущий: У нашей страны есть свой день рождения! Этот праздник называется День независимости России. Он празднуется… (12 июня). 

С XIX-го века начало складываться триединство символов. Их ещё называют символами государственного суверенитета. Они отражают, прежде всего, исторические традиции и часто политические, религиозные, природные и другие особенности страны. Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свою символику. Что входит в символику страны? (Герб, флаг, гимн) 

Третий конкурс – «Блиц-опрос о гербе» 

Ведущий: А теперь несколько вопросов по символам России, каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. 

- Что такое герб? (Герб – это эмблема государства, города или даже человеческого рода, семьи). 

- Где изображается герб? (Герб изображается на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах). 

- А бывает так, что герб используется в одежде человека. Где именно? (Герб часто изображается на пуговицах у военных или служащих – пожарных, железнодорожников. Существует даже такое выражение – гербовая пуговица). 

 - Люди начали придумывать гербы своим государствам давным-давно. Была такая традиция: когда наследник княжеской династии получал право на престол, то одновременно с этим правом он распоряжался и своим родовым знаком. Этот знак и был родовым гербом династии. Обычно такой знак был запечатлен на шлеме, на печатке перстня и даже на разных предметах домашнего обихода: на посуде, зеркалах. Такие родовые эмблемы и стали основоположниками науки о гербах, как называется эта наука? (Геральдика). 

Четвёртый конкурс – «Рисуем герб» 

Ведущий: Наступило время следующего конкурса «Герб»: пока звучит музыка, команды должны вспомнить и изобразить в цвете герб России. 

Каждая команда рисует герб, звучит песня «У моей России длинные косички…» 

Ведущий: Историки считают, что основой современного герба стал символ, который появился еще во времена царствования Ивана Грозного. Именно он избрал символом государственной власти двуглавого орла. Геральдика отмечает, что во все времена на гербах использовались изображения птиц зверей и рыб (Демонстрируется современный герб России). 

Ведущий: А ведь на нашем гербе изображена не простая птица. В чем ее особенность? Вот среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости и проницательности. А еще давайте вспомним, что Россия — страна, которая расположена сразу на двух материках: Европе и Азии. Вот почему у орла, который присутствует на нашем гербе, сразу две головы: одна голова орла обращена на Восток, другая — на Запад.  

Пятый конкурс – «Блиц-опрос о флаге» 

Ведущий: Второй символ – флаг. За каждый правильный ответ на вопросы о флаге, команда получает по 1 баллу. 

- Что означает государственный флаг? (Единство страны и её независимость от других государств, красоту и справедливость, победу добра над злом). 

- Какие цвета присутствуют на флаге России? (Белый, синий и красный) 

- Цвету флага придается особый смысл. Что символизирует белый цвет? (Мир и чистоту совести) 

- Значение синего цвета? (Небо, верность и правда) 

- Что символизирует красный цвет? (Огонь и отвагу). 

Демонстрируется современный флаг России. 

Ведущий: Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам. Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. 

Шестой конкурс – «Блиц-опрос о гимне» 

Ведущий: За каждый правильный ответ на вопросы о гимне, команда получает по 1 баллу. 

- Что такое гимн? (Гимн — главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм). 

Ведущий: По традициям принято, что музыка гимна — торжественная, эмоционально приподнятая, а слова — величавые, говорящие о стране, которую воспевают.  

Конечно, как и у любой другой песни, у гимна два автора. Поэт написал слова для песни, а композитор — музыку. Назовите поэта, написавшего слова нашего гимна. (Сергей Михалков).  

Шестой конкурс – «Воображение».

Ведущий: Все мы хорошо знаем его замечательные стихи С. Михалкова: «Дядя Степа», «А что у вас?», «Трезор». По сюжету Михалкова снято много мультипликационных и художественных фильмов. Послушаем песню, написанную на его стихи, — это «Песенка друзей». Постарайтесь изобразить то, что вы услышите. Та команда, все участники которой наиболее активны, получает 5 баллов. 

Звучит «Песенка друзей», каждый ребёнок изображает то, о чём поётся. 

Ведущий: Композитор, который написал музыку для нашего российского гимна – это Александр Александров, организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской Армии, который теперь носит его имя. Музыка Александрова широко известна, ее знает весь мир. 

Шестой конкурс – «Гимн» 

Ведущий: А теперь следующий конкурс «Гимн»: за 5 минут вспомнить и записать слова гимна России. 

Проведение конкурса. 

Ведущий: Пока жюри проверяет ваши работы, послушаем торжественный гимн нашей страны, стоя, все подпеваем! 

Звучит «Гимн Российской Федерации». 

Подведение итогов. 

Ведущий: Вот и подошла к концу наша конкурсная программа. Давайте же узнаем, как поработали команды и с какими результатами пришли к финишу. 

Жюри объявляет результаты конкурсов. 

Ведущий: В заключение мне хотелось бы отметить, что символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас. Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово – “Родина”. 

А сейчас мы посмотрим видеоролик о символах России, который закрепит ваши знания. 

Просмотр видеоролика. 

V. Рефлексия. 

Ведущий: Ребята, спасибо вам за плодотворную работу. Подойдите, пожалуйста, к «Стене отзывов» и оставьте небольшой комментарий о сегодняшнем мероприятии.

 

. . . . . . .