Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Инклюзивное образование в школе. Особенности работы учителя с детьми с РАС

Дата публикации: 2024-03-25 22:10:14
Статью разместил(а):
Орехова Раиса Владимировна,

Инклюзивное образование в школе.

Особенности работы учителя с детьми с РАС (расстройствами аутистического спектра)

Авторы: Проскура Ольга Павловна,

Орехова Раиса Владимировна,

Яценко Марина Николаевна

ГБОУ Школа № 90 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Дети с РАС — инклюзия или интеграция?

Инклюзивное образование — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, эмоциональных, интеллектуальных, языковых, социальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться
в общеобразовательных учреждениях. При этом для людей с OB3 создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, измененные методы оценки и пр.

Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой люди с OB3 или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остается неизменной.

В наших реалиях граница между инклюзией и интеграцией является очень тонкой. Почему же так происходит? Суть проблемы в том, Что представляем мы при словах «ограниченные возможности». Чаще всего это нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, нарушения зрения и слуха или какие-то комбинации этих нарушений. Но существуют дети, и их все больше, чьи «ограниченные возможности здоровья» обусловлены не тем, что мы можем увидеть и понять. Это нарушения социально—коммуникативной сферы, социальной адаптации в обществе, трудности с общением и социальным произвольным поведением.

Сегодня мы говорим именно об этой категории детей. Детей, имеющих РАС (расстройства аутистического спектра), и с которыми мы чаще всего сталкиваемся в своей работе. 

К сожалению, выявление и правильная адекватная диагностика нарушений такого рода у детей у нас не развита и не распространена. Это связано с отсутствием компетентных специалистов и страхами родителей, которые столкнулись с неприятием и непониманием обществом таких детей. Очень часто такие дети имеют сохранный интеллект и трудно разграничить легкие аутистические черты с 3ПP, педагогической запущенностью, особенностями характера или просто избалованностью. Поэтому, не имея никаких медицинских заключений или рекомендаций психолога, такие дети приходят в школу и происходит то, о чем мы говорили выше — вместо инклюзии происходит интеграция. Ребенок, потенциально способный учиться по общеобразовательной программе, учиться по ней не может, т.к. подстроиться самостоятельно к системе обучения в силу своих особенностей у него
не получается.

Работа над собой.

Что же происходит? Учитель воспринимает такого ребенка как «отсталого», «проблемного», «поведенческого», «избалованного» «неврологичного». Он видит проблему, но не понимает ее сути, не знает, что является причиной и подоплекой такого поведения ребенка. Поэтому те методы и приемы воспитания и воздействия в процессе обучения, которые учитель применяет, оказываются неэффективными и даже могут оказать отрицательный эффект. Ребенок страдает, выпадает из учебного процесса, педагог чувствует раздражение, отчаяние и безвыходность, а родители, которые очень часто сталкиваются с подобным непониманием и неправильной оценкой происходящего, встают в привычную позицию обороны и не идут на контакт.

Что же делать? Прежде всего принять тот факт, что эти дети существуют, что с каждым годом их становится все больше. Они будут приходить в школу, и, если мы хотим плодотворно работать, нам придется узнавать что же это за дети для того, чтобы облегчить процесс обучения и пребывания в школе и себе, и им. Без специальных знаний может быть очень сложно.

В этой связи очень актуальными несколько требований к педагогу из ФГОС:

- хорошо разбираться в психологии ребенка;

- быть креативным (открытым новшествам, не отвергающим их, умеющим самостоятельно отбирать, осваивать или создавать новые формы и приемы работы);

- способность к самообучению (самостоятельно осуществлять поиск и анализ информации по интересующей проблеме с помощью информационно-поисковых технологий).

Кроме того, существуют общечеловеческие принципы взаимоотношений, которые в процессе обучения нельзя забывать:

- быть добрым, т.к. все люди нуждаются друг в друге;

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен думать и чувствовать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для категории людей с OB3 достижение прогресса скорее в том, что они МОГУТ делать, чем в том, что НЕ МОГУТ;

- подлинное образование осуществляется только в контексте реальных взаимоотношений.

Именно взаимоотношения в процессе обучения детей с РАС очень важны. Взаимоотношения с ребенком, с классом, с родителями. Семья аутичного ребенка часто лишена моральной поддержки знакомых и даже близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает сложно объяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и в том числе в детском образовательном учреждении.

Что нужно знать.

Таким образом, помимо ОБЩЕНИЯ мы приходим к еще одному важному аспекту в работе с данной категорией детей. Это ИНФОРМАЦИЯ. Благодаря ей мы можем узнать и понять, что же такое аутизм, или РАС.

Аутизм — это расстройство, которое характеризуется выраженным, всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, трудностями в восприятии и принятии чего-то нового, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Особенности, характерные для детей с РАС, можно условно подразделить на три больших блока:

Первый блок - Дефицит социальной коммуникации. Невозможность или трудность удерживать зрительный контакт. Невозможность или трудность выражать собственные эмоциональные переживания. Невозможность или трудность в понимании эмоций других людей. Такой ребенок просто не умеет общаться, не «считывает» эмоционального контекста ситуации, может не понимать юмор, переносный смысл. Даже мимика такого ребенка может не соответствовать текущей ситуации.

Возникает замкнутый круг. Не понимая того, что чувствуют другие, он не может делать то, что мы делаем неосознанно — он не может спрогнозировать ситуацию, ответную реакцию и действия других людей, т.е. того, что будет дальше. Он говорит «не то», делает «не то» и сталкивается с непониманием, насмешками и агрессией, встречает непонимание и отчужденность. При этом дети
с РАС понимают, что «сделали что-то неправильно». Так же, как и мы, они чувствуют обиду, стыд, разочарование и пр., но просто не умеют их показать. Они кажутся эмоционально незрелыми, «маленькими». Неумение выразить свои эмоции, например, смех в ситуации сильнейшего стресса, вызывает упреки в неразвитости и равнодушии. Это объясняет нам, почему простые ситуации человеческого общения являются для ребенка с аутизмом сильнейшим стрессом. Почему он так себя ведет, откуда берутся бурные истерики, негативизм, или же наоборот апатия к окружающему - уход в себя.

Второй блок — Специфические особенности речи, внимания и восприятия и памяти.

Прежде всего зрительное восприятие и внимания, зрительная память развиты у ребенка с аутистическими чертами значительно лучше, чем слуховые. Особенности восприятия выражаются в трудности «целостного» восприятия чего-либо, поэтому и восприятие речи является часто фрагментарным. Это связано с трудностями в управлении произвольным вниманием и действиями. Внимание избирательно, может быть как неустойчиво, так и чрезмерно устойчиво — ригидно.

При этом и произвольная и непроизвольная память может быть развита очень хорошо. Иногда встречаются дети с феноменальными скоростью и объемом памяти.

Речь ребенка с РАС своеобразна по темпо-мелодическому и интонационному параметрам. Иногда она может казаться высокопарной. Часто он демонстрирует речевые стереотипы, штампы (например, может говорить избитыми фразами к месту и нет, крылатыми выражениями, поговорками и цитатами из книг или фильмов). Характерно недопонимание значений ругательств, частое неконтролируемое использование их использование их в стрессовых для ребенка ситуациях.

Третий блок — Специфические нарушения и особенности поведения ребенка с РАС. Стереотипы в интересах, деятельности и поведении.

Одна из видимых стереотипных черт поведения аутичного ребенка - повторение одних и тех же моторных действий (раскачивание, закрывание и открывание чего-то, своеобразные движения и взмахи руками возле лица и т.д.)

Склонность к стереотипам выражается также в сильном желании подчинить свою жизнь и деятельность жесткому распорядку, в четком соблюдении имеющихся в большом количестве ритуалов. Изменение привычного уклада жизни вызывает сильный стресс, неуверенность и страх.

Страхам подвержены все дети с аутистическими чертами. Порой им трудно разграничить увиденное по телевизору, прочитанное, какие-то свои фантазии, с реальной жизнью. Они все берут на веру. Понимание и чувство времени у них затруднено. Именно эти особенности вызывают чувство неуверенности и желание жить в знакомом и привычном режиме.

Конечно, все дети индивидуальны, и аутистические черты у них могут проявляться по-разному, в совсем легкой и в тяжелой степени. Но трудности в общении и «странность» поведения являются отличительными особенностями детей с РАС, которые приходят в школу.

Что делать.

Все вышеперечисленные особенности ребенка с РАС обостряются при стрессовой ситуации — приходе в школу, и ему чрезвычайно трудно, а иногда невозможно преодолеть их самому, без нашей помощи, без нашего участия и понимания ситуации. Появление в классе такого ребенка, это своеобразный вызов педагогу. Скорее всего перед вами окажется ученик, у которого может не быть сформирован учебный стереотип, — ему трудно сидеть за партой, быть смирным, молча слушать, отвечать на вопросы. Он может постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрироваться, его эмоции и выкрики непредсказуемы и нередко его просто невозможно легко усмирить.

Исходя из собственного опыта и из прочитанной и изученной информации, хотелось бы дать несколько советов, которые помогут облегчить обучение данной категории детей и сделать его доступнее и проще для всех участников образовательного процесса:

1. Соберите всю информацию.

Чем больше вы знаете о сложностях, с которыми сталкивается ребенок, тем легче будет справиться с собой. В конечном счете, аутичный ребенок — не столько угроза для вас, сколько человек, которому очень нужна ваша помощь. Такие дети экстремально зависят от эмоциональной поддержки, постоянного подтверждения того, что все в порядке, все будет хорошо. Страх оказаться несостоятельным способствует развитию у них постоянной тревожности.

Обучение такого ребенка — это не просто обучение, а лечебное воспитание — постепенное осмысление вместе с ним каждодневной жизни в школе, побуждение его к более активному взаимодействию. Обладание информацией позволит нам найти те формы взаимодействия, те стороны, в которых он сможет реализовать ваши требования.

2. Общайтесь с родителями и наблюдайте за ребенком.

Вам необходимо знать, как именно он ведет себя в разных ситуациях, что его пугает, раздражает, успокаивает. Например, стереотипы данного конкретного ребенка –  это тот реальный уровень контакта со средой, который он освоил. Нам не удастся развить взаимодействие, если мы не будем опираться на эти, уже освоенные им способы приспособления, а тем более, если мы будем пытаться разрушать их. Эти стереотипы связаны со страхом перемен, с отсутствием гибкости в мышлении и поведении.
По сути, ребенок непроизвольно, так, как может, облегчает себе жизнь. Учитель может использовать имеющиеся стереотипы или расширять запас таких стереотипов для того, чтобы предотвратить негативные поведенческие реакции и облегчить процесс обучения.

3. Проявите участие, терпение и интерес.

В некотором смысле появление аутичного ребенка бросает нам вызов — достаточно ли мы любим детей, чтобы продолжать стараться хорошо выполнять нашу работу. Ваше внимание и доброта — наиболее адекватный путь взаимодействия.

4. Избегайте переутомления и, как следствие, перевозбуждения ребенка.

5. Посадите его близко от себя и каждый раз, дополнительно к общей инструкции, необходимо обратиться к нему лично по имени: «Коля, пиши!», «Коля, слушай, я буду говорить!», «Коля, открой учебник!».

6. Систематизируйте и структурируйте его действия в школе и школьное пространство.

Повторите с ним последовательность его действий во всех возможных ситуациях: при подготовке к уроку, на перемене, на уроке, в столовой, сопровождая по возможности показом. Создайте свод правил поведения в школе с картинками, напечатайте и повесьте эти правила в классе. Заранее сообщайте ему о поездках или внешкольных мероприятиях и расскажите подробно, куда и как поедете или пойдете, и что будете делать.

Аутичные дети чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности, и лучше регулируют свое поведение, если существует четкий распорядок дня; правила, по которым проходит его школьная жизнь.

7. Чаще используйте визуальные приемы в работе (наглядность, схемы, картинки, таблицы
и т.д.). Помните, что визуальные восприятие и внимание развиты у аутичного ребенка значительно лучше слуховых.

8. Организуйте поведение ребенка с помощью эмоциональной оценки происходящего – используйте систему подкрепления правильного действия и поведения. Это могут быть различные стимулы: призы, похвала. Даже при наличии плохой оценки,
на первых порах обучения необходимо найти те достижения, за которые можно похвалить.

Оценивать поведение таких детей нужно осторожно, т.к. ребенок очень зависим от нас эмоционально. Неодобрение может быть выражено вполне отчетливо, но если это делается спокойно, без раздражения, то ребенку легче воспринять его адекватно.

Положительную и отрицательную оценки преподносим по- разному. Положительную с удовольствием берем на себя и адресуем ребенку: «Как я рада, а мама как обрадуется, когда мы ей расскажем!» Отрицательная оценка словно образуется сама собой, как общее сожаление о нарушении общего порядка, правил поведения. И мы можем разделить с ребенком ответственность за это нарушение: «Да, это у нас с тобой неудачно вышло, ладно, но в следующий раз надо...» Сходным образом и вводятся необходимые запреты: лучше, если они исходят не от нас лично, а задаются ценимым ребенком правилом, общим порядком.

9. Создайте ребенку хорошую репутацию в глазах одноклассников.

Помните, что в младшей школе именно с позицией учителя связано и общее отношение класса. Настрой детей на поддержку или, наоборот, на выживание «не такого» одноклассника. Все мы знакомы с опытом адаптации достаточно «трудных» детей в обстановке благожелательности и терпения. Однако, известны случаи, когда из-за недоброжелательного отношения терпел поражение ребенок, который не требовал даже какого-то особенного индивидуального подхода.

Понимание и принятие.

В таких случаях мы не можем не задать себе вопрос: понимаем ли мы последствия своего отказа лишний раз похвалить аутичного ребенка, встать около него при объяснении задачи, помедленнее повторить инструкцию, кивнуть ему: «И ты тоже пиши» и т.п.? Отказ в такой, минимальной помощи, наше неприятие и раздражение может сломать судьбу ребенка и его семьи — ведь «фронтально неорганизующийся» и отлученный за это от класса ребенок небезразличен к своему неуспеху. Обучаясь дома, ребенок с легкой степенью РАС может потерять шанс на опыт общения, который может стать для него той самой спасительной соломинкой, что поможет адаптироваться в непростой взрослой жизни таких людей.

Да, таких детей приходит с каждым годом все больше, и число их неуклонно растет. Да, практически не организован процесс информирования и обучения учителей по данной проблеме. Да, для нас, учителей, это очень трудный путь. Но весь наш опыт свидетельствует, что идущих по нему ждут не только трудности, но и подлинные радости — и часто мы встречаем на нем действительно счастливых людей.

Хотелось бы закончить словами Наоки Хигасида, 13-летнего японского мальчика с аутизмом, который написал книгу «Почему я прыгаю», в которой дает простые ответы на простые вопросы о том, как и почему ведут себя так аутисты, что они чувствуют и о чем мечтают:

- «Вы никогда не замечаете, вы просто не представляете, насколько мы несчастны. Люди, которые заботятся о нас, могут сказать — «Следить за этими детьми тяжелый труд!» - но вы даже не можете себе представить, насколько несчастны мы сами — те, из-за кого всегда возникают проблемы, те, от кого нет никакого толку... Ведь порой мы даже не можем извиниться. В конце концов мы начинаем ненавидеть себя, впадаем в отчаяние, и так каждый раз... Не нервничайте из-за нас! Самым тяжелым испытанием для нас является мысль, что мы причиняем страдания другим людям. Мы можем примириться с тяготами нашей собственной жизни, но мысль о том, что мы можем быть источником несчастья для других людей, для нас просто невыносима».

 

. . . . . . .